Каринэ Соловьева
Долгосрочный проект «Наши чувства, эмоции, поступки»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №13 «Радуга» комбинированного вида.
г. Ессентуки Ставропольский край
Долгосрочный проект
«Наши чувства, эмоции, поступки»
Офтальмологическая группа №8
Педагог-психолог
Соловьева К. В.
Воспитатели: Слюсарева Н. С.
Дубкова Л. В.
Проект «Наши чувства, эмоции, поступки».
Содержание
1. Руководитель педагог-психолог, воспитатели.
2. Актуальность.
3. Цель. Направление деятельности проекта.
4. Задачи.
5. Краткое содержание проекта.
6. Ожидаемый результат.
Публикация «Долгосрочный проект „Наши чувства, эмоции, поступки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
7. Список используемой литературы.
Актуальность
Дети – это наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена: особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие. Проблемы нравственного воспитания становятся всё более актуальными. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов, действительно, актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, это позволит ему успешно корректировать знания и отношение к окружающему его миру. Существует недооценка важности трудового воспитания, недооценка важности формирования эмоционально положительного отношения, к труду начиная с дошкольного возраста, нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах семьи.
Цель, направление деятельности проекта
Формирование нравственных чувств у ребят; любви, чувства почтения и благодарности к людям.
Задачи
1. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим;
2. Формировать у детей положительное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
3. Закрепить понятие «доброта», «добрый»;
4. Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
5. Развивать наглядно-образное мышление: формировать представления о последствиях того или иного поступка;
6. Развивать у детей чуткость, отзывчивость, внимание;
7. Совершенствовать трудовые умения по уходу за животными и растениями;
8. Воспитывать желание совершать добрые поступки по отношению ко всему живому;
9. Прививать любовь к природе и окружающей среде;
10. Развивать у детей чувство ритма, моторику, речь;
11. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
12. Уточнить знания детей о службах, которые организуют жизнь детей в ДОУ;
13. Воспитывать уважение к труду взрослых, благодарность за их труд, желание сделать для них что-нибудь приятное.
Краткое содержание проекта
Начальный подготовительный этап
Постановка цели и задач, разработка учебно-воспитательного процесса.
Деятельный этап - Беседа с детьми «Как и чем можно порадовать близких».
Беседы по воспитанию культуры поведения у дошкольников.
Труд в уголке природы «Цветы на подоконнике»
Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях. Познакомить с 2-3 комнатными растениями. Развивать желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
Хозяйственно-бытовой труд в уголке игрушек «Как жители Страны Грязнуль хотели забрать игрушки»
Цель: создание игровой ситуации для хозяйственно-бытового труда в уголке игрушек. Формирование у детей трудовых навыков. Привитие любви к игрушкам, формирование правильного обращения с ними.
Рассматривание картинок по теме «Труд взрослых», «Профессии», «Помощники».
Экскурсия по детскому саду.
Рассматривание сюжетных картинок
Дидактическая игра «Скажи-наоборот»
Дидактическая игра «Лови-бросай»
Пальчиковая игра «Здравствуй солнце золотое»
Создание игровых ситуаций: «Почему Баба Яга злая? Как ей помочь?»
Цель: Вызвать у детей эмоциональное настроение, воспитывать добрые чувства. Закрепить умение ухаживать за цветами.
Моделирование проблемной (игровой) ситуации «Карлсон, который не знает вежливых слов»
Ситуация морального выбора «Разрушенная крепость».
Практические ситуации: «Наша забота нужна всем», «Научи своего
друга тому, что умеешь сам», «Подскажи решение», «Поможем нашим
игрушкам», «Книжный доктор» и т. д.).
Цель: Воспитывать у детей культуру общения. Доброжелательное отношение к окружающим людям. Развивать мышление, память, внимание.
Правила детского общежития.
Правила добрых дел.
Правила вежливости.
Образовательная деятельность Художественная литература
Чтение детям рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка», мексиканская сказка «Вежливый кролик»,
Н. Н. Носов «Рассказы для детей», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» рассматривание серии картин по теме, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц.
Образовательная деятельность (итоговое мероприятие по проекту): «Наши добрые дела».
Цель: Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Развивать умение рассказывать о своих впечатлениях. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату.
Сотрудничество с родителями
Организация Дня добрых дел
1. Акция «Полечите книжечку» (ремонт книг дома совместно с детьми)
2. Использовать в воспитании детей «вежливые» слова (разработка памятки).
3. Чтение художественной литературы детям.
Консультация «О заботливом отношении детей к окружающим».
Рекомендации для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью»
Памятка к составлению индивидуальной картотеки
нравственных ситуаций для родителей
Рекомендации по проведению этических бесед с детьми по поводу прочитанного:
- «Морозко». Почему Морозко понравилась дочка старика, почему он
пожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по-
разному ведут себя с Морозко? Они обе замерзли, но одна остается ласковой
и почтительной, а другая грубит?
- В. Одоевский «Мороз Иванович». Кто обращался к девочкам за помощью в
царстве Мороза Ивановича? Как они отнеслись к этим просьбам? Кого из них
можно назвать по- настоящему заботливой? Почему?
Место проведения: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №13 «Радуга» г. Ессентуки.
Сроки проведения 13 октября 2014 года – 30марта 2015 года.
Количество участников:14 детей и их родители; педагог-психолог, воспитатели.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время образовательной деятельности и проведения режимных моментов; в повседневной жизни).
Ожидаемый результат
Повышение уровня нравственной культуры воспитанников и родителей.
Воспитание у детей гуманного отношения ко всему живому и предметному миру.
Освоение трудовых навыков в ходе совместной практической, игровой деятельности с воспитателем.
Умение детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату.
Наблюдение за детьми во время реализации проекта показало:
1. Было замечено,что дети стали более доброжелательны друг к другу,а именно могли самостоятельно попросить прощения у того, кого обидели, пожалеть. Использовали в своей речи вежливые слова (спасибо,пожалуйста,здравствуйте,до свидания и т. д)
2. В группе можно было наблюдать порядок. Дети очень активно убирали игрушки после игры. Стали бережно относиться к игрушкам,а также напоминали другим детям, что нельзя бросать игрушки на пол.
3. Дети стали проявлять заботу о комнатных растениях в группе.
4. Бережно относились с книгами.
5. Всех сотрудников ДОУ называли по имени отчеству.
Список используемой литературы
1. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : АРКТИ, 2006.
2. Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-синтез, 2008.
4. Демонстрационный материал «Уроки доброты».
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №13 «Радуга» комбинированного вида.
г. Ессентуки Ставропольский край
Приложение к проекту
«Наши чувства, эмоции, поступки»
Офтальмологическая группа №8
Педагог-психолог Соловьева К. В.
Воспитатели: Слюсарева Н. С.
Дубкова Л. В.
Памятка к составлению индивидуальной картотеки нравственных ситуаций для родителей
Уважаемые родители! Вы можете многое сделать для нравственного
развития и воспитания ребенка в семье, используя естественные ситуации.
Когда Вы и ваш
ребенок вместе
Помогите ребенку учиться самостоятельно, ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки.
Как ты думаешь, с чего лучше начинать умываться?
Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Т. д.
Осознанно принимать правильные решения;
самостоятельно действовать;
Быть уверенным и компетентным.
Несете покупки
домой
Какая сумка у нас была, и какая стала?
Как ты думаешь почему?
Что самое вкусное для тебя?
Как ты думаешь, чему обрадуется папа, дедушка, бабушка?
Учиться заботиться о других; понимать причинно-следственные связи.
Идете в гости
Что тебе больше понравиться: отправиться в гости или остаться дома?
Как ты планируешь вести себя в гостях?
Что ты скажешь взрослым? Детям?
Что сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно?
Понять, что Вы уважаете его мнение, его право выбора; осознанно относиться к своему выбору; осознавать и планировать свои поступки (действия); прогнозировать ситуации.
Готовитесь к приему
гостей
Посмотри, пожалуйста, что у нас не готово к приему гостей, что не в порядке?
Как ты считаешь, что нужно подготовить?
Реши, чем ты займешь свою гостью. Что им будет интересно? Т. д.
Развивать наблюдательность, критичность;
Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что…» Развивать
умение заботиться о нуждах других людей; Понять основы гостеприимства и придерживаться их.
Украшаете свой дом
Все ли тебе нравится в твоей комнате?
Как ты думаешь, все ли нравится мне и почему?
На, что надо обратить внимание?
Чем бы ты хотел украсить наш дом?
Учиться высказывать свое мнение, суждение;
учитывать чужую точку зрения;
уважительно относиться к результатам своего и чужого труда.
1.
Ситуация морального выбора «Разрушенная крепость».
В песочнице ребята строят крепость из песка. Все получилось очень красиво. Но к ним подходит мальчик постарше и все ломает. Малыши в слезах - они весь вечер трудились над постройкой. Все это происходит у вас на глазах.
-Какое настроение было у детей во время игры с песком? Какое стало после?
-Как можно назвать поступок старшего ребенка?
-Какое настроение в этот момент было у вас?
Воспитатель подводит к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих
3.
Беседа о настроении.
Предложение помощи ребятам.
Вопросы:
-Ваши действия? (Ответы детей)
-Как вы думаете, изменилось ли настроение у малышей, какое стало у вас?
-Какие эмоции вы еще знаете?
4. Игра «Определение настроения членов семьи».
Поисковые вопросы:
- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему?
- От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?
5. Игровое упражнение «Закончи предложение».
Задание: рассмотреть фотографии из семейного альбома и придумать причины настроения ваших близких людей в игре “Закончи предложение”.
Предлагаемые примерные высказывания:
… расстроен (а) из-за.
… огорчилась (ся) потому что.
… посмотрел (а) на меня строго, потому что.
… расплакался (ась) из-за.
8. Беседа «Как порадовать близких людей».
Поисковые вопросы:
– Бываете ли вы внимательными к настроению, самочувствию своих родных? – Что нужно делать, чтобы жизнь в семье не была безрадостная и серая, как сухое дерево!
9. Игра «Чудо-дерево».
Задание для детей: придумать, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из «корзины Добрых дел». Эти листочки - символы ваших добрых дел. Говорите о каком-либо деле для близкого человека и прикрепляете их к нашему «доброму» дереву.
Педагог-психолог обращает внимание детей на то, как зазеленело «Чудо-дерево»! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие станут внимательнее друг к другу.
10. Игра «Сделай комплимент».
-Предлагаются рассмотреть картинки-символы. Соотнесение символов с членами семьи.
-Воспитатель просит детей порадовать своих близких людей и улучшить им настроение.
Задание: разбиться на пары, выбрать картинки-символы, лежащие на столе изображением вниз, составить диалог-комплимент.
«Вежливость воспитывается вежливостью»
(рекомендации для родителей)
Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду мы обращаем особое внимание на обучение детей вежливости, учим их правилам речевого этикета. Что же такое вежливость, этикет?
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).
Вежливость - способ применения этикета.
Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.
В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное.
У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и педагоги, и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
Так что же мы отдаем детям в течение дня.
Вспоминаем!
Утром: «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?»
За завтраком, обедом, ужином: «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
Во время общения: «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения». После тихого часа: «Как спалось?», «Как твое здоровье?»
Вечером:«Добрый вечер», «До свидания», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».
Воспитанием вежливости мы занимаемся во всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их.
В практике ДОУ предпочтение часто отдаем таким методам как: разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснения детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета является личный пример взрослых.
Н. И. Пирогов говорил:
«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели»