Наталья Юлина
Долгосрочный проект «От веточки до деревца»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
«От веточки до деревца»
Тип проекта : познавательный
Вид проекта : - по срокам реализации: долгосрочный;
- по составу участников: групповой.
Актуальность проекта обусловлена тем, что проблемы формирования знаний о деревьях и кустарниках в процессе ухода за ними у детей старшего дошкольного возраста приобрели первостепенное значение. Исходным звеном воспитания осознанного правильного отношения дошкольников к природе является конкретные знания, отражающие ведущие закономерности живой природы:многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменение роста и развития.
Публикация «Долгосрочный проект „От веточки до деревца“» размещена в разделах
По мнению Л. С. Выготского у дошкольников формируются знания только в процессе активной деятельности, которыми является труд. В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов для удовлетворения своих потребностей».
С. Н. Николаева выделяет экологическое значение труда, определяет условия активного взаимодействия с природой. Всё это позволяет приобрести детям необходимые знания об окружающем мире и, в том числе, о деревьях.
Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для приучения детей к труду и формированию знаний о деревьях. В последние годы в практике пользуются новыми программами, где определен круг знаний детей о природе.
Цель проекта : определить и проверить опытно – экспериментальным путём условия, способствующие развитию представлений о деревьях в процессе ухода за ними у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Способствовать расширению знаний о деревьях;
• Способствовать формированию представлений о значимости деревьев;
Развивающие:
• Развивать практические навыки ухода за деревьями;
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе родного края;
• Воспитание наблюдательности и бережного отношения к деревьям и кустарникам;
• Способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Оборудование и материалы:
Черенки (веточки) деревьев. Вода, лейка, набор для творчества.
Гипотеза предусматривает, что формирование представлений о деревьях детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если:
• Осуществляется целенаправленная и специально организованная работа воспитателя, способствующая интеллектуальному, личностному развитию детей старшего дошкольного возраста;
• Работа по ознакомлению с деревьями будет осуществляться с использованием дидактических и подвижных игр, средств художественной литературы и моделирования.
Участники проекта : дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : с 6 апреля 2015 по 31 мая 2015 года.
Методы исследования:
• Исследовательские: вопросы проблемно – поискового характера, наблюдение;
• Наглядные: моделирование, иллюстрации4
• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• Слушание музыки.
Ожидаемый результат:
Расширение знаний по экологической культуре дошкольников;
Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – деревьям.
Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
Стратегия осуществления проекта : данный проект осуществляется на базе МБДОУ ЦРР д/с №18 в старшей логопедической группе под руководством воспитателя (Юлиной Н. А., Воробьёвой Е. А.).
Проект реализуется в совместной игровой деятельности детей – педагога – родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Организация предметно – развивающей среды:
- в уголке книги – яркие энциклопедии, альбомы с изображением деревьев.
- в игровом уголке – дидактические игры о деревьях.
Этапы осуществления проекта :
1. Организационный (апрель – май 2015) :
проведение диагностики;
подбор методической литературы, картин;
изготовление пособий;
разработка бесед, развлечений, праздников, викторин, физкультминуток и т. д. ;
тематическое планирование;
подбор музыкального репертуара;
работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2. Реализация проекта (май)
3. Обобщающий этап:
фотовыставка (Помощники);
подведение итогов мероприятий;
определение результативности проекта;
диагностика детей старшей группы по теме «Деревья нашего края».