Ольга Прокопьева
Проект в первой младшей группе «Добрые дела и поступки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:
«Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Проект
в первой младшей группе
«Добрые слова и
поступки»
Разработала: воспитатель
Прокопьева О. С.
п. Ефимовский 2015 год
Актуальность: Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры? Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.
Публикация «Проект в первой младшей группе „Добрые дела и поступки“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Задачи проекта :
- учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела;
- закрепить понятия «доброта», «добрый»,
- развивать чуткость, отзывчивость, внимание;
- научить вежливой форме общения, упражнять детей в употреблении вежливых слов : «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания»
- уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии,
Тип проекта : познавательный
Длительность проекта : 3 недели (27 апреля 2015 г – 17 мая 2015 г.).
Участники: дети, родители, воспитатель, помощник воспитателя.
Методы исследования:
Наблюдения и беседы; работа с родителями; изучение литературных источников по теме «Доброта», дидактические игры, чтение художественной литературы.
Ожидаемый результат:
- развитие положительного, доброго отношения детей к окружающему миру;
- развитие познавательных и экологических навыков детей;
- способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);
- умение работать в группе активно, сообща;
-умение поступать адекватно в различных ситуациях, контролировать свои эмоции;
- обогащение эмоциональной сферы;
- формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
Реализация проекта :
1. Подготовительный этап
Цель:
- вызвать у детей желание совершать «добрые» поступки;
- обогатить опыт детей действиями и поступками, которые могут порадовать близких.
Воспитатель обращает внимание детей на цветок в вазе, который она
нашла по дороге в детский сад. Рассказывает детям, что это волшебный цветок, который вырастила Фея Доброты. Его украл злой волшебник, чтобы все люди были злыми и угрюмыми. Когда он нёс его, то цветок случайно выпал и остался лежать на дороге, в надежде на то, что его найдут добрые люди. Цветок просил меня отыскать добрых, заботливых детей, которые умеют жалеть, никого не обижают, всем помогают, не бросают в беде. Воспитатель предлагает помочь цветку распустится от добрых дел детей.
Воспитатель предлагает детям собраться вокруг цветка и послушать рассказ о том, как добрыми поступками дети могут порадовать своих близких
2. Основной этап:
Цель:
- учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела;
- уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии;
- побуждать детей к положительным поступкам и делам.
Труд в уголке природы «Помоги цветам».
В уголке природы предложить детям посмотреть вокруг и определить кто (или что) нуждается сейчас в добрых делах, помощи детей. (Учить детей поливать цветы и убирать засохшие листики, увлажнение листьев, обтирание пыли с широколиственных растений, таких как фикус).
Труд в уголке игрушек «Помоги игрушке».
Предложить детям самим помыть игрушки, привести в порядок и заклеить книжки, расставить игрушки по своим местам, навести порядок в уголках группы.
Игра: «Покажи эмоцию».
Хороший поступок – улыбка; плохой поступок – грусть.
Экскурсия по детскому саду.
Уточнить знания о профессиях людей, которые организуют жизнь детей в детском саду (рассказать о работе повара, дворника, медсестры, прачки; о полезности и значимости их труда)
Дидактические игры:
Цели: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.
«Оцени поступок», игра «Волшебный стул». (Приложение 1).
Словесные игры:
Цели: учить выражать в словах, в интонации ласку, внимание, формировать нравственные качества (вежливость, заботу, доброту, активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему. «Назови много добрых слов», «Вежливые слова», «Все наоборот» (Приложение 1).
Чтение художественной литературы:
Цели: знакомить детей с художественным произведением, уточнять представление детей о добрых и злых поступках и их последствии. Чтение сказок : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Красная шапочка», «Морозко».
Тест для родителей :
«Я и мой ребенок» (Приложение 2)
Заповеди родителям от ребенка: (Приложение 3)
Консультация для родителей:
«Будем добры» (Приложение 4).
Художественное творчество:
Лепка : «Посадим цветок в горшочек» (Приложение 5).
3. Заключительный этап: Воспитатель обращает внимание детей на то, что какой красивый цветок у нас распустился, и Фея Доброты спасена.
-Ребята, какие чувства вызвал у вас цветок?
-Дети - восторг, восхищение, радость, красота.
-Как мы назовем наш чудесный цветок?
-Это будет Цветок Доброты.
После таких слов хочется улыбаться и непременно делать добрые дела.
Люди будут добрыми, если дети совершают добрые дела.
4. Итоговое мероприятие:
Оформление стенда на тему «Мир вашему дому».
Приложение 1
Дидактическая игры:
«Оцени поступок».
Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.
«Волшебный стул».
Тот, кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой, а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова.
Словесные игры:
«Назови много добрых слов»
Воспитатель подводит детей к цветочному горшку, где распустился красивый цветок и сообщает : «Этот цветок такой красивый и большой, потому что его выращивала добрая хозяйка». Воспитатель демонстрирует детям, как действуют на цветок хорошие, ласковые слова : стебли расправляются, головка поднимается. Воспитатель говорит: «Этот цветок не выносит невнимательного и грубого обращения. Если к нему обращаться без ласковых слов, то он вянет».
Дети при поддержке воспитателя играют с цветком: говорят с ним, употребляя вежливые, ласковые и добрые слова. Цветок покачивается, «кивает».
«Вежливые слова»
Воспитатель знакомит детей с медвежонком Мишей (показывает игрушку) и рассказывает о нем : «Миша любит встречать гостей». При встрече он говорит гостям «Здравствуйте», а когда они уходят, говорит «До свидания». Когда гости хотят сесть, он подвигает им стул и говорит «пожалуйста, садитесь». Все называют Мишу вежливым медвежонком, и он очень этим гордиться. С таким медвежонком все дружат и не ссорятся. Затем дети подходят к медвежонку и по очереди беседуют с ним: здороваются, расспрашивают его и т. д. В конце игры дети говорят медвежонку ласковые и добрые слова («Ты хороший», «Я тебя люблю», «Приходи еще»
«Все наоборот»
Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т. д.) - Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и д
Приложение 2
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.
Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
A. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
6. Поставить себя на место ребенка?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства представил. Вас в невыгодном свете?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
12. Не реагировать, если Ваш ребенок ударил грубо толкнул или просто не заслуженно обидел другого ребенка?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверенны, что это каприз, мимолетная прихоть?
А. Могу и всегда так поступаю
Б. Могу, но не всегда так поступаю
В. Не могу
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, и в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков - менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желание добиться этого, а возможно того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Приложение 3
Заповеди родителям от ребенка
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не беспокойтесь, что мы проводим, вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
Приложение 4
Консультация для родителей «БУДЕМ ДОБРЫ».
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку, обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным, и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную.
Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Учите детей доброте всегда и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте посмотреть по сторонам, подметить красивое, интересное. Всегда есть что-то, достойное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего, для Вас самих.
Приложение 5
Художественное творчество
Лепка «Посадим цветок доброты в горшочек»
Цели:
- закреплять умение раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями;
- упражнять в использовании элементарных приемов техники пластилинографии;
- активизировать речь;
Оборудование:
Цветущее комнатное или уличное растение, заготовки для лепки, рисунок цветочного горшка.
Раздаточный материал: пластилин, доски, влажные салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель показывает знакомое всем цветущее растение, напоминает какими хорошими словами можно охарактеризовать цветок (красивый, маленький)
И предлагает посадить в горшочек цветок. Проводит показ приемов работы: раскатывает пластилин между ладонями, получившуюся палочку прикрепляет к рисунку горшочка. Спрашивает у детей, как они лепят шарики и словесно, напомнив приемы лепки, прикрепляет заготовки – серединку и лепестки, слегка прижимая пальцем.
В процессе работы воспитатель осуществляет частичный показ, предлагает некоторым детям сделать листочки (палочки).
В конце занятия воспитатель вместе с детьми любуется работой детей, хвалит их и просит рассказать, какого цвета горшочек и какой цветок они сделали.
Приложение 6
Литература:
• Веракса Н. Е, Васильева М. В, КомароваТ. С «Программа «От рождения до школы». (М., 2014 г.)
• О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница «День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста» (М., 2007 г.);
• Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г. ;
• Петрова В. И., Стульник Т. Д., Нравственное воспитание в д/ с: методическое пособие. М., 2010 г. ;
• Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до трех лет» - Академия Ярославль 2007
• Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005
• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. М. 2008 г
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Первая младшая группа. М., 2014 г.