Шаланова Наталья
План-конспект НОД для детей средней группы «Дикие животные нашей полосы»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект НОД для детей средней группы на тему «Дикие животные нашей полосы»
Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
1. Цель :обогащение представлений о жизни диких животных, развитие познавательных интересов, обогащение словарного запаса на тему.
2. Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Публикация «План-конспект НОД для детей средней группы „Дикие животные нашей полосы“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
-обучать выделять отличительные признаки диких животных (бурый,косолапый,косой,длинноухий,пушистая,проворная и т. д.) и об их образе жизни;
- закреплять представления детей об условиях,необходимых для жизни диких
животных (внешний вид, жилища,еда);
-формировать интерес к окружающей природе;
-развивать память,мышление,общую моторику, речевой слух.
Образовательная область «Речевое развитие» :
-обучать употреблять существительные с обобщающим значением (домашние и дикие животные,наиболее употребительные прилагательные,глаголы (неуклюжий,рыжая,трусливый,пушистый);
-пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о животных,расширять представления о них;
-образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных,употреблять эти существительные в именительном падеже (лиса –лисенок, лисята и т. д.);
-выслушивать детей, уточнять их ответы,подсказывать слова, более точно отражающие особенность животных.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
-продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;
-способствовать развитию любознательности,отзывчивости;
-создавать эмоционально положительный настрой в группе;
-воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, бережно относиться к животным.
Образовательная область «Физическое развитие» :
- сохранение здоровья детей, физкультминутка, смена деятельности, места,движение
3. Методы и приемы :
-практические (игра «Приветствие»,полет на воздушном шаре, игра на дифференциацию животных, физкультминутка,сенсорная дорожка,игра с зайчиком, сбор шишек и желудей);
-наглядные (слайд «Осенний лес»,показ зверей, показ карточек диких животных и их детенышей);
-словесные (вопросы воспитателя,загадки,чтение стихотворений);
-использование голосового сообщения-просьбы диких животных. Грустно и скучно у себя в лесу. Приглашают к себе в гости на полянку.
4. Материалы и оборудование:
• Магнитная доска.
• Экран
• Игрушки диких животных : медведь, заяц, белка, лиса.
• Макеты жилищ животных : елочка, березка, сосна, горка.
• Макетдома и леса.
• Набор карточек «Дикие животные и их детеныши».
• Коробка с сыпучестями и игрушечные наборы диких и домашних животных.
• Аудиозапись «Звукилеса».
• Елочные шишки,желуди, две корзины.
• Голосовое сообщение
• Воздушный шар, накаченный гелием
• Сенсорная дорожка («кочки и мостик»).
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята,сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем весело играть и даже отправимся в путешествие. Но для этого мы должны быть бодрыми и веселыми! Нам с вами нужно скорее-скорее просыпаться! Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.
Утром солнышко встает (руки поднять вверх)
Всех на улицу зовет (сгибать руки в локтях к груди)
Выхожу из дома я: (показать рукой на себя)
«Здравствуй, улица моя! (выпрямить руки в стороны)
Отвечаю солнцу я (поднять руки над головой)
Отвечаю травам я (опустить руки вниз)
Отвечаю ветру я (поднять руки над головой и покачивать ими)
Здравствуй, Родина моя!»(взять друг друга за руки)
Отправляемся в путешествие.
Воспитатель: Ребятки, к нам в группу сегодня пришло голосовоесообшение…Интересно было бы узнать откуда оно и от кого…А вам интересно? Тогда давайте егопослушаем.
Голосовое сообщение. Здравствуйте, наши дорогие мальчики и девочки! Нам очень скучно и грустно у себя в лесу и поэтому мы приглашаем вас к себе в гости- на лесную полянку.
Дикие животные.
Воспитатель: Ой, ребята, а кто такие дикие животные? (Это животные, которые живут в лесу и заботятся о себе сами: сами добывают еду, сами строят себе жилище). Послушайте, ребята, стихотворение про диких животных. (Читает ребенок).
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Воспитатель: Ну что же, ребятки, хотите отправиться в гости к диким животным? Прямо в лес? А как же мы туда доберемся? Ой, я знаю, мы полетим туда на воздушном шаре! Беритесь все за веревочку, закрывайте глаза, и мы отправляемся в путь!
(Звучит музыка «Звуки леса», воспитатель читает стихотворение).
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Воспитатель: Вот и очутились мы в осеннем лесу, открывайте глазки! Посмотрите, как прекрасен осенний лес. Деревья нарядились в самый красивый наряд. Тишина в лесу. Неслышно пения птиц. Ветерок шалун и тот заснул. Животных почему-то никаких не видно… Придется нам с вами их поискать! А каких вообще диких животных вы знаете? (Заяц, белка, еж, волк, лиса, медведь, кабан, олень, лось и др.)
Медведь (под ёлочкой).
Воспитатель: Я чей-то домик вижу впереди. Кто там живет?
Он мохнатый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Грозно может зареветь
Косолапый зверь (медведь)
Воспитатель: Точно, это медведь! Здравствуй, Мишка косолапый! Ребята, а медведь какой? (косолапый, бурый, неуклюжий). А чем медведь питается? А что медведь зимой делает? Где он спит?Медведь – это хозяин леса. Живут медведи в жарких странах, и даже на других континентах, но в наших лесах и в тайге живет бурый медведь. Бурого медведя часто называют косолапым. Но это не мешает мишке ловко лазать по деревьям и нырять в воду, чтобы поймать рыбку. Мишка, почему же все животные в лесу так загрустили?
Медведь «шепчет» на ухо воспитателю: Ах вот в чем дело! Представляете, ребята, заходили в гости к лесным жителям домашние животные. И так все вместе веселились, так плясали, что все-все перепутались, и теперь не знают, кто из них дикие, а кто домашние. Поможем разобраться?
Воспитатель:А кто же такие домашние животные? Почему их так называют?
(В коробке с сыпучестями спрятаны маленькие фигурки диких и домашних животных. Дети достают по одной фигурке, называют животное. Диких ставят к макету леса, домашних- к макету дома).
Воспитатель: Вот и разобрались! Ну а мы отправимся на поиски других животных.
Заяц (около березы).
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, у нас болото на пути и ручей. Тяжело пройти будет. Но мы постараемся. Правда? Смотрите, тут дорожка есть через болото- по кочкам придется прыгать, а через ручеек по бревнышку пройдем. Давайте встанем друг за другом. Ровненько, не спеша пойдем, чтобы друг друга в болото не столкнуть.
(Дети строятся в колонну и по одному переходят через ручей и болото).
Ой, смотрите -березка! Кажется, там кто-то прячется. Ну-ка угадаем, кто это.
Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимоюв беленькой.
Воспитаттель: Точно, заяц! А какой он, ребята? (трусливый, длинноухий, серый, косой). А какая у зайчика шубка зимой? Почему? Где зайчик живет? А кого он боится? А чем заяц питается? Мама кормит зайчонка один раз и убегает по своим делам. Просто молоко у зайчих очень жирное, и кормить малышей она может редко. Но часто навещать зайчат нельзя: малыши зайчата ещё не имеют собственного запаха, и хищникам не найти их. Чтобы заяц не боялся, поможем ему стать сильным и смелым-научим его делать зарядку!
Игра с зайцем
Жили-были зайчики (показывают руками ушки)
На лесной опушке (разводят руками)
Жили-были зайчики (приседают и показывают руками над головой крышу дома)
В маленькой избушке,
мыли свои ушки (трут ушки)
мыли свои лапочки (поглаживают руки)
наряжались зайчики (руки на поясе,повороты влево-вправо)
надевали тапочки (ноги на пяточки выставляют).
Воспитатель:А теперь нам пора отравляться дальше.
Белка (у сосны).
Воспитатель: Ой, шишки и желуди под ногами! Кто же их здесь раскидал?
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (белка).
Верно, это белка. Смотрите, вот на дереве ее домик. Как он называется? А вот и сама белочка из дупла выглядывает. Здравствуй, белочка! Ребята, какая она? (проворная, быстрая, пушистая, рыжая). А зимой у белки какая шубка? Хлопотунья-белочка, чем ты занимаешься? Припасы на зиму готовишь? А чем питается белка?Память у белки очень хорошая. Она хорошо запоминает все свои тайнички, и даже под самым толстым слоем снега белка без труда найдет их.
Послушайте стишок про белочку (читает ребенок).
Кто играет там в горелки?
Это рыженькие белки-
Шубки золотистые,
Хвостики пушистые.
Вверх и вниз по веткам скачут
И в дупле орешки прячут.
Непоседы, шалунишки,
В домик свой таскают шишки.
Много ягод и грибов
Впрок до зимних холодов.
Воспитатель: Белка просит нас помочь ей собрать шишки желуди. Поможем?
(Мальчики собирают шишки, а девочки - желуди)
Молодцы, ребята! Белка очень довольна! А мы продолжим свой путь.
Лиса (около горки).
Воспитатель:
Смотрите-ка- горка!
А под горкой-норка!
Давайте угадаем, кто же это?
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая (лисица)
Воспитатель: Вот она- лисичка! Какая она, ребята? (хитрая, рыжая, пушистая) А где она живет?Живет лиса в глубокой норе с несколькими выходами на случай опасности. А чем питается? Лиса хочет нам что-то рассказать.
Лиса «шепчет» на ухо воспитателю: Звери забыли, как правильно называть своих деток, и мы просим помочь нам разобраться.
Воспитатель: Вы ребятки умные и знаете, как называются лесные детеныши. Поможем?
На магнитной доске выставляются наборы карточек:
Лиса-лисенок-лисята
Заяц-зайчонок-зайчата
Белка-бельчонок-бельчата
Еж-ежонок-ежата
Медведь-медвежонок-медвежата.
Воспитатели: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Все лесные обитатели очень вам благодарны и угощают вас орешками и грибами. Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад.
(Беремся за веревку шарика.)
Закрывайте глазки, полетели назад! Вот и снова мы в детском саду! Открывайте глаза.
Понравилось вам наше лесное путешествие? У кого в гостях мы сегодня побывали? Хорошо, ребятки, все вы молодцы-постарались!Угощаем гостей.
А теперь давайте скажем «До свидания» нашим гостям.
Литература:
1. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. -М. :Мозаика-Синтез,2016.
2. Игровая деятельность в детском саду (для занятий с детьми 2-7 лет). - М. :Мозаика-Синтез,2015.
3. Воспитание дошкольников через приобщение к природе/ Л. В. Кокуева. - М. :Издательство «Аркти»,2005.
4. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада/ О. В. Дыбина. -М. :Мозаика-Синтеза,2010.
5. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе/О. А. Соломенникова. -М. :Мозаика-Синтез,2010.