Наталья Зинец
Конспект занятия для детей средней группы «Дикие животные нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
педагог Зинец Наталья Викторовна
Образовательная область «Познание», «Художественно – эстетическое»
Возрастная группа средняя (4-5лет)
Тема занятия «Дикие животные нашего леса»
Цель: Познакомить дошкольников с дикими животными Алтайского края.
Публикация «Конспект занятия для детей средней группы „Дикие животные нашего леса“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: Способствовать формированию представлений детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Развивать мелкую моторику пальцев рук в ходе продуктивной деятельности; побуждать к творчеству и самостоятельности. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа: Рассматривание картин «Дикие животные», чтение художественной литературы. Подбор музыкального сопровождения совместно с музыкальным руководителем. Заучивание загадок о диких животных. Чтение стихов о природе. Изготовление книжек – малышек с родителями.
Материал: презентация «Дикие животные», макет осеннего леса, силуэты животных (белка, заяц, медведь, крупы (манная, гречневая, ячневая, клей, кисточки.
Организационный момент.
Цель: Способствовать формированию представлений детей о многообразии природных явлений.
Методы и приё мы: игра, сюрпризный момент.
Оборудование: музыкальный центр.
Воспитатель обращает внимание, что у них гости, которые пришли посмотреть какие дети дружные. Предлагает поздороваться с гостями и друг с другом (приложение №1) все участники становятся в пары. (Общаются друг с другом с помощью слов и жестов).
Ритуал приветствия «Здравствуй друг!»
Здравствуй, друг! – (рукопожатие,
Как ты тут? - (стучат по плечу друг друга).
Где ты был? – (склоняются к уху друг друга).
Я скучал! - (стучат по обоим плечам).
Вот ты здесь! - (раскрывают руки, разводят в стороны)
Как я рад! - (обнимаются, похлопывая друг друга по спине).
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.
Воспитатель обращает внимание детей на плач за дверью, открывает дверь группы, заводит девочку – белочку (ребёнок подготовительной группы). Воспитатель спрашивает у белочки почему она плачет. Белочка рассказывает, что как хорошо жилось летом лесным животным на лесной полянке. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли зверята тёплые шубки сшить и просят у вас помощи.
Воспитатель предлагает белочке остаться у ребят, присесть на стульчик, погреться, спрашивает у детей хотят ли они помочь лесным жителям. Выслушивает ответы детей. Воспитатель рассказывает, что для того чтобы помочь зверям надо узнать, как они должны подготовится к зиме.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.
Дети проявляют интерес и исследовательскую активность. Задают вопросы: как помочь?
Проводит игру
«Здравствуй друг» упражнения для организации внимания детей, на установление эмоционального контакта
Педагог организует пространство детей, максимально приближая его к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждению сидя на стульях.
Педагог использует различные методы, стимулирующие интерес детей к предстоящей деятельности:
использует события, специально им смоделированные: приход в группу белочки – девочки.
Педагог поощряет высказывания детей, поиск вариантов решения, придумывание необычных идей
Педагог эмоционально настроен на предлагаемое дело. Включается в деятельность как партнер.
Педагог организует рабочее пространство таким образом, чтобы дети могли общаться, перемещаться во время занятия. Проведено с целью организации внимания детей.
Результат организационного момента:
- дети включились в занятие;
- у детей сформировался стойкий интерес к происходящему;
2. Основная часть занятия.
Цель: Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Методы и приё мы: чтение стихотворения, загадки, презентация, музыкальная пауза, игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель читает стихотворение про осень. (приложение №2)
Воспитатель рассказывает о том, что осень бывает разная: ранняя, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная. (слайд №1).
Воспитатель говорит о том, что в такую погоду люди начинают готовиться к зиме. К зиме готовятся не только люди, но и дикие животные. Воспитатель спрашивает у детей какие животные живут в нашем Алтайском лесу. Выслушивает ответы детей.
Воспитатель предлагает ребёнку рассказать загадку. (приложение №3)
Ребёнок рассказывает. Дети отвечают. На экране появляется изображение медведя. Воспитатель благодарит за ответ детей, предлагает следующему ребёнку рассказать загадку. Дети отвечают и т. д. (слайд №2-5)
Воспитатель спрашивает детей почему этих животных называют дикими. Выслушивает ответы детей. Воспитатель предлагает посмотреть, как готовятся звери к зиме. Обращает внимание на слайды.
Рассказ воспитателя. (приложение №4)
Воспитатель предлагает поиграть, приглашает детей и белочку. Музыкальная пауза –изобрази животное.
Воспитатель предлагает детям игру «Четвёртый лишний», угадать какое животное лишнее и почему.
Проходит игра.
Воспитатель говорит о том, что теперь дети знают, как звери готовятся к зиме и могут помочь белочке.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети проявляют интерес.
Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.
Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия.
Отбирают необходимые средства для осуществления цели, определяют последовательность действий
Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности других детей;
Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.
Воспитатель намечает задачу для совместного выполнения вместе с детьми;
Воспитатель предлагает возможные способы реализации намеченной цели. Отталкиваясь от события – задает вопросы, побуждающие детей при ответе использовать свой опыт.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию;
Предупреждает переутомление детей, использует физкультминутки.
Педагог занимает динамичную позицию (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей в нем нуждается).
Использует различные варианты получения детьми новой информации: чтение, просмотр слайдов Дети умеют устанавливать причинно-следственные отношения.
Дети свободно ориентируются в группе.
3. Заключительная часть занятия :
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук в ходе продуктивной деятельности; побуждать к творчеству и самостоятельности.
Методы и приё мы: аппликация, объяснение, вопросы, пальчиковая гимнастика.
Воспитатель предлагает поиграть, проводится пальчиковая гимнастика «У кого какая шуба?» (приложение №5)
Воспитатель спрашивает детей где можно взять тёплые шубки для наших лесных друзей. Выслушивает ответы детей. Воспитатель говорит о том, что в лесу нет магазина и предлагает детям стать портными. Сшить зверям шубки из разных круп. Обращает внимание на силуэты животных, предлагает выбрать животное, выбрать крупу. Для медведя – гречневую, для зайки -манную, для белочки – ячневую.
Воспитатель объясняет детям, что сначала нужно нанести клей на силуэт животного, а затем хорошо посыпать крупу, стряхнуть лишнее в тазик.
Готовые работы дети вручают белочке – девочке. Белочка благодарит детей (приложение №6) и вручает им гостинцы. (корзинка с орешками)
Воспитатель и дети прощаются с белочкой.
Воспитатель хвалит детей, спрашивает, что запомнилось больше всего, подводит итог занятия.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.
Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы
Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, огорчается, равнодушен)
Педагог творчески использует традиционные способы оценивания, обеспечивает «открытый конец» занятия : дает косвенную оценку деятельности детей, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Организует демонстрацию успешности детей.
Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т. д.
Педагог побуждает детей к обсуждению, оформлению результатов деятельности
Обеспечивает переход детей к другому режимному моменту Дети умеют делать вывод об усвоенном материале.
Приложение №1
Игра «ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!»
(Проводится с целью установления тёплых дружеских отношений.)
Все участники становятся в пары. (Общаются друг с другом с помощью слов и жестов).
Здравствуй, друг! – (рукопожатие,
Как ты тут? - (стучат по плечу друг друга).
Где ты был? – (склоняются к уху друг друга).
Я скучал! - (стучат по обоим плечам).
Вот ты здесь! - (раскрывают руки, разводят в стороны)
Как я рад! - (обнимаются, похлопывая друг друга по спине).
Приложение №2
«Осень»
«Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу —
На небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят.
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит». Иван Тургенев
Приложение №3 загадки
1. Зверь мохнатый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)
2. Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережё т:
Знают, рыжую в лесу –. (Лиса)
3. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (белка)
4. Косоглазый, маленький,
В белой шубке в валенках. (заяц)
Приложение №4 рассказ воспитателя
У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи. Лиса запасов не делает, находит в лесу, мышь поймает или зайца. Белка делает запаса: собирает в дупло шишки, орехи, жёлуди.
Медведи едят летом траву, ягоды и мед. Строят берлогу и всю зиму спят.
У зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу его не видно было. Летом он питается свежей травой, сладкими корешками, а зимой – молодыми веточками, корой деревьев.
Приложение №5 Пальчиковая гимнастика.
«У кого какая шуба?
Шуба серая у волка,
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди
И погода хмурая.»
Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб». Качают головой из стороны в сторону.
Приложение №6
Мы детей благодарим
Всем спасибо говорим.
Не страшны нам холода.
Будет нам тепло всегда.
До свидания детвора