Чуева Анна Андреевна
Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи для детей 5–6 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №25 «Чебурашка» г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию на тему :
для детей 5 - 6 лет
Составила: воспитатель
Чуева Анна Андреевна
г. Туапсе
2018 г.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Дикие животные“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Цель: создать условия для развития представлений о диких животных и их детенышей.
Программное содержание:
1. систематизировать и расширять знания детей о диких животных, их детенышах, об условиях жизни, о пользе.
2. расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний о диких животных;
3. упражнять в образовании имен существительных с уменьшительными суффиксами;
4. упражнять в подборе определений к существительным и числительным, согласовывая в роде, числе, падеже;
5. упражнять в подборе глаголов в разных временных формах;
6. способствовать практическому овладению простыми предлогами;
7. совершенствовать навыки составления простых предложений по картинке, распространения простых предложений;
8. развивать речевое дыхание, способствовать правильной голосоподачи и плавности речи, умение изменять силу голоса (говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом)
Ход НОД:
Игровая мотивация:
В детский сад пришло письмо от Лунтика.
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Каждый день я узнаю много нового о вашей планете. Недавно мой друг, кузнечик Кузя, рассказал мне немного о диких животных. Я их никогда не видел и попробовал нарисовать. Потом я показал свои рисунки друзьям: кузнечику Кузе, Пчеленку, Корнею Корнеивичу, пауку Шнюку, Шершуле, Миле. Они посмотрели и посоветовали отослать рисунки в детский сад Чебурашка в старшую группу «Ягодки» и попросить ребят рассказать мне о диких животных. С нетерпением жду вашего ответа. Лунтик».
Воспитатель показывает рисунки Лунтика детям и предлагает подумать, как можно помочь Лунтику. Дети находят ошибки в рисунках.
Дети высказывают свои предположения, как можно помочь Лунтику.
(Рассказать о диких животных и их детенышах; о том, чем они питаются, как называются их жилища, какую пользу приносят).
Воспитатель: - Ребята, я думаю, вы поступаете правильно, если решили помочь Лунтику. Как раз сегодня для вас я приготовила интересные и познавательные задания. Предлагаю вам постараться выполнить все правильно, а в конце занятия мы сложим в эту коробку (показываю красиво оформленную коробку) все картинки, рисунки, карточки с заданиями, которые вы выполните. Мы отправим посылку на передачу «Спокойной ночи, малыши» Лунтику. И он же никогда не нарисует белку с заячьим хвостом, а медведя с лисьим носом. Скажу вам по секрету, что в конце нашего занятия вас ждет приятный сюрприз. Но пока Лунтик просил меня ничего вам не говорить.
Итак, предлагаю вам игру «Какой, какая». (подбор определений)
В моей волшебной корзинке лежат цветные картинки. Берете по одной картинке, называете животное, и говорите какое оно.
Заяц – трусливый, косой, серый и т. п.
Лиса – хитрая, рыжая, пушистая и т. п.
Волк – зубастый, серый, голодный и т. п.
Медведь – косолапый, лохматый, огромный и т. п.
Кабан – клыкастый, злой, коварный и т. п.
Лось – рогатый, огромный, сильный и т. п.
Игра с мячом в кругу «Назови всю семью»
Зайчиха – заяц – зайчата
Лисица – лис - лисята
Волчица – волк - волчата
Свинья – кабан – поросята
Лосиха – лось– лосята
Медведица – медведь – медвежата
Игра с мячом в кругу «Назови ласково»
( с произвольным изменением голоса: тише, шепотом, громко)
Белка – белочка, лиса – лисонька, волк – волчок, заяц – зайчишка и т. п.
Игра «Кто чем питается?»
На столе приготовлены тарелочки со схематическим изображением пищи хищников и травоядных.
Воспитатель предлагает по очереди вынимать из мешочка картинку с изображением животного и определять травоядное оно или хищник. После этого картинку с животным относить к тарелочке с его пищей.
Игра «Кто, где живет»
На листе изображены жилища животных. На столе разложены картинки с изображением домашних животных изображением вниз.
Воспитатель предлагает взять по одной картинке с изображенным домашним животным и поместите их в свои жилища. Внимательно слушайте друг друга, если услышите ошибку, то поправляйте. Дети по очереди проговаривают предложения:
Волк живет в логове.
Белка живет в дупле.
Лиса живет в норе.
Заяц живет под кустом.
Еж живет в норе.
Задание: «Объясни пословицу». Воспитатель показывает рисунок с пословицей:
«Волка ноги кормят».
Значение: Чтобы прокормиться, надо искать, добывать, а не сидеть на одном месте.
Физкультминутка «На водопой»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой — косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят. Дети идут по кругу друг за другом.
.
Идут, громко топая.
Идут крадучись.
Передвигаются в глубоком приседе.
Идут вперевалку.
Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.
Скачут, сделав «ушки» из ладоней.
Идут на четвереньках.
Останавилваются.
Задание: «Дорисуй недостающие части».
На столе приготовлены конверты с карточками. На конвертах маркировка: один кружок – первый уровень сложности, два кружка – второй уровень сложности, три кружка – третий уровень сложности.
Воспитатель: - Ребята, вы видите конверты с кружками. Выбирайте сами себе задание. В конверте с одним кружком лежат карточки с легкими заданиями. В конверте с двумя кружками задания посложнее. Три кружка на конверте обозначают самое трудное задание.
Теперь откройте конверты и посмотрите, что нужно сделать. (Дорисовать недостающие части тела у диких животных). Я ставлю в центр стола песочные часы. Они помогут вам узнать, когда нужно закончить рисовать.
(После выполнения задания дети проговаривают предложения.
Например: «Я дорисовал зайцу одно ухо, хвост –маленький кружок, одну заднюю лапу».
Воспитатель следит за тем, чтобы дети согласовывали существительные, прилагательные и числительные в роде, числе и падеже.)
Первый уровень сложности – изображено животное (не дорисованы 2 части тела у каждого)
Второй уровень сложности – изображено животное (не дорисованы 3-4 части тела у каждого)
Третий уровень сложности – изображено животное (нет ушей, хвостов, лап, ног)
По окончании задания все карточки складываются в коробку-посылку.
Упражнение на развитие силы голоса : чередование гласных звуков на одном выдохе.
Воспитатель: сделайте глубокий вдох и, выдыхая воздух, пропойте ауауауау.
Воспитатель: - Ребята, сейчас вам нужно самостоятельно разделиться на 3 команды. Выбирайте место в группе, где ваша команда расположиться.
Я предлагаю написать звуковое письмо Лунтику. Каждая команда выберите картинку с изображением животного, о котором вы хотите рассказать Лунтику. Вам поможет волшебный карандаш. Его вы передавайте друг другу вместе с картинкой.
(воспитатель берет в руки карандаш и начинает «писать» письмо.)
«Здравствуй, Лунтик! Мы расскажем тебе о диких животных (Передает карандаш ребенку. Тот произносит одно-два предложения, не теряя смысла, продолжает письмо).
Воспитатель записывает «письмо». Затем «письмо» прослушивается, детям предлагается найти ошибки и исправить их.
Кассета с «письмом» укладывается в коробку. Наклеивается адрес.
Анализ по вопросам воспитателя.
Воспитатель: - А сейчас, приятный сюрприз, о котором я вам говорила в начале занятия. В письме Лунтик прислал вам свои портреты на память (раздает каждому ребенку портрет- раскраску Лунтика)