Жанна Ногайбекова
Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные средней полосы России» (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Образовательная область: познавательное развитие (ФЦКМ)
2. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие,
Социально – коммуникативное, Физическое развитие., Художественно – эстетическоне развитие.
3. Возраст детей: 5-6 лет (Старшая группа).
4. Формы непосредственно образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
5. Формы организации: группа.
6. Форма проведения: ситуация — игра.
7. Предварительная работа: разучивание стихов, чтение сказок.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Дикие животные средней полосы России“ (5–6 лет)» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
8. Средство ТСО: магнитофон, компьютер, проектор.
9. Материал: Костюмы, шапочки, макет берлоги медведя, норки ежа,
Клей, вата, салфетки, кисточки.
Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу.
Задачи: развития интереса к объектам природы, знать название деревьев (дуб, береза, ель, клен, уметь различать их;
Расширения кругозора представлений детей об изменениях в жизни животных осенью;
Сформировать умение выделять и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образ их жизни; Заложить основы экологического воспитания;
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты; Уметь работать в коллективе.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: (по ходу рассказа воспитателя, идет показ презентации).
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (сайд №1, №2. Осень: ранняя, золотая, листопад)
Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А что происходит осенью с лесом? (ответ детей) (слайд №3: появляются осенние деревья: клен, береза, ель, дуб). Как называются эти деревья?
Представьте, что мы в лесу. (слайд №4: звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь»)
А кого сейчас не хватает в нашем лесу? (Животных) (слайд №5: лес поздней осенью) Я сейчас буду загадывать загадки, вы должны отгадать, про какого лесного жителя эта загадка.
Он хозяин леса строгий,
Любит спать в своей берлоге,
Страшно может зареветь.
Кто, скажите, он? (слайд №6: Медведь)
- Громадный, одетый в теплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовется косолапым, а ступает так тихо, что не один сучек под его лапами не хрустнет.
Молодцы, вы отгадали. Выходит ребенок в костюме медведя и говорит (слайд № 7 (медведь в берлоге):
медведь: Я в берлоге здесь живу,
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа -
Крепко спать и весны ждать.
- Ребята, а чем медведь питается? Он делает запасы на зиму? Молодцы.
- Продолжим дальше. Следующая загадка: Это кто с высоких сосен
В ребятишек шишку бросил? (слайд № 8: Белка).
- Правильно (выходит в костюме белки девочки).
- А к нам в гости пришли белочки — сестрички (по ходу чтения стиха слайд №9, 10,11):
1- белка: целый день я все скакала.
Осенью ведь дел не немало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нем тепло,
Застелить его ковром –
Теплым пухом, мягким мхом.
День- деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
2-белка: Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите-
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льется с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький пушистый.
- Ребята, вот белки нам рассказали о себе, что они на зиму делают припасы. А какие?
- Что же белка осенью делает со своей шубой? (ответы детей).
- Хорошо, теперь отгадайте загадку про следующего животного!
Не барашек и не кот.
Носит шубку круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (слайд №12: Заяц).
Выходит мальчик — заяц рассказывает:
заяц: Я заяц расскажу, как живется мне в лесу. (слайд № 13)
К зиме, ребята, побелел,
Шубку новую надел. (слайд № 14)
Очень трудно зимою бывает.
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Прыгаю всегда трусцой, я ж такой хороший.
- Значит ребята зайцы ложатся на зиму спать? А как они готовятся к зиме.
Слайд № 15 (Обращаю внимание детей на экран с изображениями детенышей животных). Как назвать этих маленьких жителей леса (ответы детей). Я предлагаю всем превратиться в маленьких детенышей животных и отдохнуть, согласны?
Динамическая пауза.
Раз – присядка, Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. «Ушки на макушке» - зайчики.
А лисята, как проснутся. Потереть кулачками глаза.
Любят долго потянутся. Потянуться.
Обязательно зевнуть, Движение бедрами вправо — влево.
А волчата — спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе. Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в сторону.
Начинает все сначала.
- Ну, что ребята, кто же теперь к нам еще придет? Слушайте загадку:
Рыжая плутовка,
С пушистым хвостом,
Живет под кустом. (слайд №16: Лиса).
1- лиса: Я зимы не боюсь:
В шубу теплую ряжусь,
Хвост красивый какой –
Он мне нравится самой! (слайд № 17)
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю.
2-лиса: А затем охотится начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает. (слайд № 18)
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
- Спасибо вам лисоньки. И так ребята, как лиса готовится к зиме? (ответ детей).
Загадываю загадку: «Кто зимой холодной, Ходит злой голодный? (Волк).
- Ребята, а кто же это на экране? (слайд № 19 с картинкой волка, выходит мальчики в шапочке волка:
1-волк: А сейчас я расскажу, как живем мы здесь в лесу.
Волк большой и очень злой. (слайд №20)
В одиночку он не ходит:
волки стаями все бродят. (слайд № 21)
Серые, худые, голодные, злые.
Лучше вам не попадаться,
надо нас остерегаться.
- Испугались ребята? Скажите, спит волк зимой? (Нет). И так ребята, как волк готовится к зиме? (ответ детей).
- У нас еще один гость, послушайте загадку: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж) (слайд №22)
Мальчик — еж рассказывает. (слайд № 23, 24) Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.
- Спасибо ежик. Делает еж запасы на зиму? (ответы детей).
- Ну что же мы с вами узнали как лесные звери подготовились к зиме (слайд № 25). Назовите мне 3- месяца осени? (ответы детей) (слайд № 26, 27, 28, 29) Правильно, сейчас последний месяц осени — ноябрь и осень у нас поздняя. Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели. Дует холодный ветер, часто идет дождь, а так же бывают заморозки и идет снег. (слайд № 30). И после поздней осени наступает какое время года? (зима, слайд № 31) с картиной зимы).
- Ребята, вспомни еще раз, кто из диких животных ложится зимой спать? (слайд № 32, 33, 34 (медведь, ежик). Правильно, а хотите посмотреть, как ежик спит в своей норе? (слайд). Обратите он свернулся в клубочек, сжался и так он спит, а вот его нора в которой он спит. А вот спит медведь в берлоге, которую он вырыл сам. Посмотрите как они спят (звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь»).
- А на улице в это время холодно. Засыпая они хотят, чтоб выпало много снега, ведь снег укроет их жилье и служит им как теплое одеяло. У нас на улице пока нет снега, давайте мы поможем нашим диким животным. Мы берлогу и нору, а так же все вокруг них укроем снегом. Может потом и у нас выпадет снег. (слайд № 35)
Для этого мы вату превратим в снег и укроем весь лес. Отрываем небольшой кусок ваты, макаем в клей и приклеиваем на деревья, на нору, берлогу, на землю везде.
Рефлексия: - Молодцы, я думаю, что медведю и ежу тепло и пусть они спят сладким сном до весны. Какое сейчас время? Какая осень? Что вам сегодня запомнилось на занятии? Каких животные живут в лесу? Спасибо вам ребята, вы сегодня отвечали хорошо, помогли укрыть снегом нору ежа и берлогу медведя. И я хочу вас угостит грибочками вкусными.