Елена Лесникова
Деловая игра «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность»
Слайд 1
Цель: актуализировать знания педагогов и повысить педагогическую компетентность по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Оборудование для проведения деловой игры : проектор, ноутбук, колокольчики, эмблемы, оценочные листы для жюри, песочные часы.
Актуальность темы
Публикация «Деловая игра „Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать, писать, решать сложные задачи, вместо того, чтобы прочитать книгу, включают диск с мультфильмами, вместо совместных развивающих игр покупают компьютер. Родители забывают о том, что прежде всего нужно научить своего ребёнка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В школе таким детям психологи ставят диагноз «не доиграл» т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры. Акцентируя свое внимание на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться, как со взрослыми, так и со сверстниками, а ведь общение в значительной степени играет важнейшую роль и обогащает чувственную сферу. Оценивая, актуальность этой проблемы предполагаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости возможно через использование театрализованной игры.
Слайд 2. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко выражены и успешно развиваются в театрализованной деятельности.
Содержание деловой игры
- Приглашаю поучаствовать в деловой игре. Для этого нам необходимо разделиться на команды, выбрать жюри, с помощью разноцветных цветочков. Займите свои места в соответствии с цветком.
(педагоги выбирают по желанию бумажные цветы красного, желтого и синего цвета и рассаживаются за столы, где символизирует данный цвет цветка, «синий стол» - жюри).
- Цветы, попрошу сохранить до окончания игры.
- Название своей команды вы видите на табличках. Давайте поприветствуем команду «Дюймовочки», команду «Золушки» и справедливое Жюри.
В каждой игре есть свои правила. Послушайте внимательно правила игры:
Принимать активное участие в игре.
Вырабатывать общее решение вопроса.
Уметь слушать других.
Не оспаривать оценку жюри.
Слайд 3
Критерии оценивания участников следующие:
0- Неправильный ответ
1- балл – не полный ответ
2 -балла –правильный полный ответ.
За нарушения правил игры, жюри убирает одно очко у команды.
Слайд 4
Начнем нашу игру с «Разминки»
(Жюри) За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
1. Сколько встреч было у старика и рыбки? (шесть)
2. Героиня русской сказки, девочка из снега? (Снегурочка)
3. Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта. (Корней Чуковский)
4. Пушкинское дубовое украшение (цепь)
5. Личный транспорт Бабы Яги (ступа)
6. Кто полгода сидит без обеда (медведь)
7. Виды невербальной коммуникации (мимика, жесты, телодвижения)
8. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
- Кто из вашей команды был самым активным и решительным в ответах (педагоги называют ФИО). Итак, поприветствуем капитанов команд…
Блиц турнир для капитанов команд
Ведущий задает вопросы капитанам команд. Капитаны команд отвечают поочереди - чей ответ будет последним, жюри засчитывает 2 балла.
1 вопрос. Какие вы знаете виды театров?
Ответ. Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова рассматривают:
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
- стендовый театр (на фланелеграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески)
2 вопрос. Назовите наиболее часто встречаемых персонажей русских народных волшебных сказок?
Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и др.
3 вопрос. Назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы?
Ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др.
Следующее задание «Рассуждалки»
Если команда знает правильный ответ подают сигнал колокольчика и отвечают. В случае если ответ не верен, ответ могут дать соперники.
За правильный ответ по сигналу, жюри присваивает 2 балла, если правильно отвечают соперники 2 балла.
1. Вопрос: На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры?
(По Артемовой Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры - драматизации и режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.).
2. Вопрос: Формы организации театрализованной деятельности?
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
Следующее задание «Всезнайка» (задание для двух команд).
Время на подготовку ответа 2 минуты (песочные часы)
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
Слайд 5-7
Против участников игры выступают коллеги МАДОУ д/с «Улыбка». Внимание! Вопрос!
Значение театрализованной деятельности для развития личности ребенка?
Правильный ответ:
1. В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
3. Происходит развитие различных анализаторов;
4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Развивается эмоционально-волевая сфера;
7. Происходит коррекция поведения;
8. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Какие формы работы с родителями вы используете по театрализованной деятельности?
Правильный ответ: родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, проведение досугов, тематических вечеров например: «Любимые сказки», «Театральные встречи» и т. д., праздники, совместное творчество, оформление фотовыставки, беседы, домашние сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов, наглядно - информационный.
Слайд 8-10
В какие виды детской деятельности, учитывая ФГОС может быть включена театрализованная?
Правильный ответ: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, трудовая, продуктивная.
Назовите личностные характеристики, которые особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности, в соответствии ФГОС ДО?
Правильный ответ: В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
А теперь переходим к практическому заданию «Театр сказок»
Участникам команд предлагается с помощью средств пантомимы изобразить отрывки из известных сказок: соперники угадывают.
Время на подготовку ответа 2 минуты (песочные часы)
Если команда готова подает звонком колокольчика. Конкурс оценивается 2 очка.
Задание для первой команды:
Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Волк и семеро козлят».
Задание для второй команды:
Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Заюшкина избушка».
Следующее задание «Угадайка»
За правильный ответ по сигналу, жюри присваивает 2 очка.
Вашему вниманию на Слайдах представлены виды детской деятельности под номерами. Как мы с вами уже говорили, что театрализованные игры делятся на две основные группы: Игры- драматизации и режиссерские игры.
Задание для команды «Дюймовочки»
Слайд 11
Вам необходимо различить и доказать под каким номером игра-драматизация.
Задание для команды «Золушки»
Слайд 12
Вам необходимо различить и доказать под каким номером режиссерская игра
- А сейчас я попрошу жюри подвести итоги.
- Уважаемые педагоги я предлагаю вашему вниманию две полянки одна солнечная, а другая хмурая, дождливая, ваша задача расположить цветок на ту полянку, какое впечатление сложилась после игры.
Спасибо за внимание!
Слайд13.