Елена Шмырева
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Белочка»
«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Подготовила: Воспитатель
первой квалификационной категории Шмырева Е. А.
городского округа г. Кулебаки
Актуальность.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр- это волшебный край, в котором
ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Цель:
Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение в театральную деятельность.
Задачи:
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты);
Поддерживать интерес детей театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков, способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей;
Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;
Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театрализованную игру;
Обогатить уголок театрализованной деятельности;
Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома детьми.
Театрализованная среда.
Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»);
Детская художественная, познавательная и методическая литература;
Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный,
пальчиковый, резиновой игрушки, на банках, на прищепках, на дисках, варежковый театр, на стаканчиках, театр на ложках, топотушки, и др.);
Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.);
Подборки тематических презентаций;
ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
Основные направления работы с детьми.
Чтение сказок;
Артикуляционная гимнастика;
Подвижные игры с элементами драматизации;
Игры на развитие интонационной выразительности;
Музыкальные этюды;
Театральная игра;
Дидактические игры;
Дыхательная гимнастика;
Ритмопластика;
Сочинение сказок;
Изготовление и ремонт атрибутов к спектаклям.
Элементы педагогических технологий.
здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
игровые технологии;
интегрированное обучение;
взаимодействие с семьёй;
использование ИКТ;
групповые;
проблемное обучение.
Формы организации театрализованной деятельности.
1. Совместная деятельность взрослых и детей.
2. Мини-игры на других занятиях.
3. Театрализованные занятия.
4. Самостоятельная театрализованно-художественная деятельность.
5. Чтение художественной литературы.
6. Театрализованные игры-спектакли.
Результат работы.
1. Эмоциональная выразительность.
2. Расширение словарного запаса.
3. Средний и высокий уровень речевого развития.
4. Развитие монологической и диалогической речи.
5. Усвоение элементов речевого общения.
6. Совершенствование координации речи и движения.
Вывод.
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём. Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.
С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
«Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пройдёт он жизненной тропой» Г. Попова