Людмила Тельнова
Комплекс занятий, направленных на развитие личностных качеств старших дошкольников через творческую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс занятий направленных на развитие личностных качеств старших дошкольников через творческую игру
Занятия интегрированы из упражнений и занятий, представленных в пособиях Т. Н. Образцовой, О. В. Хухлаевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Краснощековой.
Все игровые занятия были сгруппированы по разделам (города) - Семья, Образование, Здоровье, Спорт, Путешествия, Развлечения. Была нарисована и вывешена в группе карта путешествия.
Публикация «Комплекс занятий, направленных на развитие личностных качеств старших дошкольников через творческую игру» размещена в разделах
I. «Город семьи» - темы: «Мама, папа и я», «Встречаем гостей».
II. «Город образования» - темы: «Детский сад», «Школа», «Библиотека».
III. «Город здоровья» - темы: «Аптека», «Скорая помощь», «Поликлиника».
IV. «Город спорта» - темы: «Спортивная», «Олимпийская».
V. «Город путешественников» - темы: «Мир транспорта», «Мир города», «Мир игрушек».
VI. «Город развлечений» - темы: «Дом мод», «Театр».
Ввод в игровое действие каждого раздела осуществлялся по схеме:
1. Предварительная работа с детьми - беседы, экскурсии, чтение художественной литературы.
2. Работа с родителями - помощь в оформлении игровых уголков по теме раздела, участие в проведении занятий.
3. Ввод в игровое действие: Ребята сейчас мы с вами отправимся путешествовать в интересный и увлекательный город …. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми. Хотите отправиться в увлекательное и полное приключений путешествие? (дети отвечают). Транспорт, который помчит нас в далекий путь подскажет нам загадка. (Загадывается загадка. Ответы детей).
(В группе стоят два ряда стульчиков, по два стульчика в ряду). Выберем шофёра, а остальные будут пассажирами. И, так, поехали!
(Звучит песенка «Весёлые путешественники»).
Воспитатель: Вот мы и приехали! Остановка волшебный город …. Посмотрите друг на друга - вы стали взрослыми. У взрослых свой мир интересов, обязанностей. А раз вы взрослые, то вам можно и нужно работать и вести себя как взрослые. Итак, мы в городе … (тема раздела) на улице….(тема занятия).
4. Итог: по окончанию раздела мы прощались с гостеприимным городом, и возвращались на своем транспорте обратно в детский сад.
I. Раздел «Город семьи».
Тема: «Мама, папа и я».
Задачи: развивать познавательные процессы; побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.
Игровые действия: «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей); «Наш выходной день»; «Отцы и дети» - такой вид игры позволил максимально приблизить к волнующим проблемам «отцов» и «детей». Во время игры ребята и взрослые рассказывали друг другу веселые истории. «Мы очень любим»; «Моя семья» - рисунок семьи.
Вносились в игру элементы труда : стирка кукольного белья, ремонт одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирались, изменялись игрушки, предметы, конструировалась игровая обстановка с помощью разнообразного подсобного материала.
Рефлексия: ребята вам понравилось выполнять роли своих близких и родных? Что не понравилось?.
Тема: «Встречаем гостей».
Задачи: закреплять культурные навыки, сообщить ребятам некоторые знания по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола); развивать внимание, память, речь детей, воспитывать активность.
Роли: хозяева, гости.
Игровой материал: кукольная посуда, воображаемое угощение, предметы-заместители; столы со скатертями, чайные приборы, вазы, чай, пироги.
Игровые действия: «Покупка продуктов»; «Сервировка стола»; «Добро пожаловать в гости» - игра учила детей, как правильно принимать гостей, дарить подарок, вести себя за столом; Игра - пантомима «Гостьюшка» - игра учила детей с помощью жестов, действий рассказать гостье, чем они занимались в течение дня.
Рефлексия.
II. Раздел «Город образования».
Тема: «Детский сад».
Задачи: расширять и закреплять представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада; развивать личностные качества.
Роли: воспитатель, младший воспитатель, логопед, заведующая, повар, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, медсестра, врач, дети, родители.
Игровой материал: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.
Игровые действия: «Утренний прием»; «Наши занятия»; «На прогулке»; «На музыкальном занятии»; «На физкультурном занятии»; «Осмотр врача»; «Обед в детском саду».
Рефлексия.
Тема: «Школа».
Задачи: научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей.
Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.
Игровой материал: школьные принадлежности, доска, журнал, указка, дневники.
Игровые действия: «Поступление в школу»; «Покупка школьных принадлежностей»; «1 сентября»; «Взрослое имя»; «Урок»; «Физкультминутка»; «Перемена»; «Уход домой».
Рефлексия.
Тема: «Библиотека».
Задачи: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение; развивать познавательные процессы.
Роли: библиотекарь, читатели.
Игровой материал: формуляры, книги, картотека.
Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.
Рефлексия.
III. Раздел «Город здоровья».
Тема: «Аптека».
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения; развивать познавательные процессы.
Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты)
Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц, вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лек. травы.
Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы.
Рефлексия.
Тема: «Скорая помощь».
Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения; развивать познавательные процессы.
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки
Игровые действия: «03» - игра развивает у ребенка чувство милосердия, желание помочь и утешить, умение заботиться о ближним с нежностью и любовью, общительность; «Осмотр больного»; «Предписание врача».
Рефлексия.
Тема: «Поликлиника».
Задачи: раскрытие смысла деятельности медицинского персонала; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитать уважение к профессии врача; развивать познавательные процессы.
Роли: врачи различных специализаций, медсестра, пациенты.
Игровой материал: игровой набор «Кукольный доктор» : термометры, шприц, пачка горчичников, шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, самодельные игрушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы.
Игровые действия: Экскурсия в кабинет врача; «Медицинские инструменты»; «Прием у врача»; «Доктор».
Рефлексия.
IV. Раздел «Город спорта».
Тема: «Спортивная».
Задачи: дать детям знания о необходимости занятий спортом; формировать спортивные навыки; развивать : быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве и познавательные процессы.
Роли: судья, спортивный врач, спортсмены.
Игровой материал: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки.
Игровые действия: «Какому спортсмену нужны эти вещи»; Тренировка спортсменов; Допуск врача к соревнованиям; Спортивные состязания: «Быстрый мяч», «Самый меткий», «Перегоняли», «Веселый велосипед»; «Пантомима» - угадать вид спорта; Подведение итогов соревнования. Награждение.
Рефлексия.
Тема: «Олимпийская».
Задачи: формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив; отобразить события общественной жизни «Олимпиада - 2014»; способствовать преодолению эгоцентризма; направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость; развивать познавательные процессы.
Роли: спортсмены, зрители, судьи.
Игровой материал: олимпийская символика; эмблемы команд; судейские свистки, финишные ленты; медали и др. награды; секундомер, рулетка; микрофоны, фотоаппараты; фотографии столиц Олимпийских игр; флаги, флажки для болельщиков; стартовый пистолет; имитация факела.
Игровые действия: зажжение олимпийского огня; представление и шествие команд; приветствие спортсменам руководителя страны или министра спорта; открытие олимпиады и концерт; спортивные выступления; закрытие олимпиады.
Рефлексия.
V. Раздел «Город путешественников», более подробно рассмотрен в приложении 6.
Тема: «Мир транспорта».
Задачи: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог; закрепить знания о видах транспорта, их особенностях; развивать воображение детей, память; обогащать речь детей, развивать чувство ритма; воспитывать желание участвовать в совместных играх.
Роли: путешественники.
Игровой материал: аудиозаписи, рисунки наземного и воздушного транспорта.
Игровые действия: «Виды транспорта»; «Путешествие по разным странам и континентам».
Рефлексия.
Тема: «Мир города».
Задачи: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, умение действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители; развивать воображение, память, речь; закрепить представление о городе, его отличие от деревни; формировать интерес к окружающему, совместным играм; воспитывать уважение к людям разных профессий.
Роли: экскурсовод, продавец.
Игровой материал: аудиозаписи
Игровые действия: «Паровозик»; «Парк развлечений»; «Зоопарк»; «Кондитерский магазин»; «Детский мир»; «Зоомагазин»; «Театр кукол».
Рефлексия.
Тема: «Мир игрушек».
Задачи: упражнять детей в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; научить моделировать игровой диалог, определять характеры героев, оценивать их поступки; развивать воображение, мышление, речь, речевую выразительность.
Роли: роли игрушек.
Игровой материал: аудиозапись.
Игровые действия: «Мои любимые игрушки»; «Игрушки»- инсценировка стихотворения А. Барта «Игрушки»; «Гонки» - соревнования среди мальчиков; «Непослушная дочка»; «Стойкий оловянный содатик»; «Любимые куклы»; «Сломанная кукла» - игра-пантомима; «Ловкий мяч»; «Любимая игрушка» - рисование игрушки.
Рефлексия.
VI. Раздел «Город развлечений».
Тема: «Дом мод».
Задачи: учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; закреплять знания детей о работе дома моделей, специалистов, работающих в нем; развивать связную речь детей, обогащать и расширять словарь детей; развивать творческое воображение; мелкую моторику рук, формировать доброжелательные отношения между детьми.
Роли: администратор, закройщики, приемщицы, дизайнеры, модели.
Игровой материал: журналы мод, эскизы, выкройки, ткани, сантиметр, мел, лекала, швейные машинки, бланки заказов, телефон, компьютер, материал для украшений.
Игровые действия: «Профессии в модельером бизнесе», «Визитка», «Работа по отделам», «Швейная мастерская», «Показ мод».
Рефлексия.
Тема: «Театр».
Задачи: научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью; формировать доброжелательное отношение между детьми; закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости; закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра; показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи, воображение, мышление.
Роли: актеры, суфлеры, режиссеры.
Игровой материал: ширма, афиши, билеты, программки, элементы костюмов.
Игровые действия: «Мы в театре»; «Театральные профессии»; «Суфлеры»; «Урбанистическая» сказка»; «Пародисты».
Рефлексия.