Ольга Чикина
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой формы работы общение с детьми становится более интересным и содержательным.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Концептуальностьсостоит в том, что для развития творческих способностей ребёнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – художественно-речевая, изобразительная и музыкальная.
«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Изодеятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
«Развитие речи», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
Теоретическая база опыта состоит в изучение методической литературы и статей по проблеме «Развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
1. Сорокина Н. Ф, Программа «Театр – творчество – дети» //Дошкольное воспитание. 1996. № 8, 9, 11.
2. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов. – М. : Сфера, 2001.
3. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение. 1991.
4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М. : Просвещение, 1982. – 191с.
5. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыки общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: “ДЕТСТВО - ПРЕСС”, 1998. - 384 с.
6. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 1997. № 6. С. 61-63; 1998. №2. С. 129-130.
7. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
Изучение состояние избранной проблемы в практике работы с детьми
1. Диагностика детей по «Театрализованной деятельности»
2. Занятия с детьми
3. Взаимопосещение групп детского сада
4. Консультации с родителями на тему: «Зачем малышу театр»
Проектирование собственной деятельности по данной теме
1. Составление календарного плана по данной теме
2. Изучение показателей по развитию творческих способностей детей
3. Подборка дидактического материала
4. Подготовка оборудования для занятий с детьми по данной теме
Опытно – эксперементальная апробация собственных проектов саморазвития
В работе с воспитателями:
а) взаимопосещение по параллелям.
б) консультации на тему: «Театрализованные занятия в детском саду»
В работе с детьми:
а) занятие по календарному плану.
б) самостоятельная деятельность.
В работе с родителями:
а) беседа по данной теме.
б) задания родителям.
в) консультации по данной теме.
Разработка методических рекомендаций, графическое представление результатов
1. Разработка методической рекомендации по данной теме.
2. Организация выставки по данной теме.
3. Диагностика знаний детей по данной теме.
4. Схемы диагностик
Целью педагогической идеи является: развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающей личности, личности как субъекта деятельности.
Задачами:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.)
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплащения образа, а также их исполнительные умения.
5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах Республики Мордовия.
7. Развить интерес к театрально – игровой деятельности.
Эффективными средствами считаю использование в своей работе следующие технологии и методы:
- проблемные занятия;
- использование различных схем и модулей;
- интегрированные занятия;
-использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
- динамический час;
С целью решения, каких – либо педагогических задач стараюсь изучать новинки литературы по педагогике и психологии. Посещаю курсы повышения квалификации, семинары, мастер – классы (как в своем ДОУ, так и в других ДОУ).
Для достижения результативности в своей работе веду работу по развитию у детей различных видов мышления.
Развиваю усидчивость, внимание, восприятие, через занятия, совместную деятельность, индивидуальную работу, свободную деятельность :
-на занятиях по изодеятельности, ручному труду, конструированию, в работе с природным материалом, развиваю у детей творческие способности, фантазию, логическое мышление, а главное самостоятельность, интерес, желание видеть результат своего труда.
- в свободное время провожу вместе с детьми индивидуальную работу с красочным наглядным материалом, расположенным в развивающей и познавательной зонах.
В работе с детьми использую, интегрированные занятия,комплексные занятия. Систематизирую работу и считаю очень эффективной, так как виден результат и продукт деятельности детей и считаю этот вопрос наиболее актуальным на данный период работы.
Как показали результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей на начало года высокий уровень составил 10%, средний уровень – 33%, низкий уровень – 19%, на конец года результат диагностики театрализованной деятельности составил высокий уровень - 71%, средний – 19%, низкий уровень – 10%.
Уровень развития ребенка в театрализованной деятельности повысился. Дети в детском саду не просто играют, а знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Постоянно проходит работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в группе. При возникновении конфликтов между детьми использую такие методы как: игровая ситуация, проблемная ситуация.
Считаю, что имею знания по педагогике и психологии, чтобы использовать их в своей работе, во время беседы, конфликтных ситуациях, в игровых ситуациях, для решения творческих задач, развития логического мышления.
Даю ребенку возможность самому, продумать и разобраться в какой – т о проблеме и совместно найти выход из создавшейся ситуации.
В перспективе планирую повышать свое профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, создание кружка, через изучение новой методической литературы.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- в процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Используемая литература:
1. Доронова Т. Н. Играем в театр : театрализ. деятельность детей 4-6 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М. Просвещение. 2005г.
2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника : Програм. -метод. пособие – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004г.
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная Пресса, 2004г.
5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа “Театр-творчество-дети” : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М. : АРКТИ, 2004г.
6. Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену: Кн. для учителя –М. : Просвещение 1993г.