Папки-передвижки

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность

Ирина Кашуба
Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности, которые испытывают дети это недоразвитие слуха, зрения, двигательной системы и речи.

Речь является важным средством самовыражения ребенка, она делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Выразительность речи характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. Но дети с ЗПР этого лишены. Очень часто у таких детей наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико – грамматической стороны.

Темочки:

Часто речь детей с задержкой психического развития имеет склонность к сложным оборотам речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить.

Анализ текстов со стороны слово употреблений показал, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов. Необоснованно частое употребление существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказывания. Предложение не строится каждый раз заново, воспроизводится фразами или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным не дифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом. Неумеренное употребление служебных и вводных слов - результат неумения структурно оформить предложение. Их употребление не требует строить каждый раз новую программу высказываний, а идет по пути воспроизведения уже известной.

Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержание памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются» так и не входя в активный словарный запас ребенка.

Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития тормозит развитие новых форм речи. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки.

Для развития речи, развития коммуникативных навыков, а так же для сплочения коллектива, я использую театрализованную деятельность, которая позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Частью театрализованной деятельности в целом являются театрализованные игры. Дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актёрской игры. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребёнка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют сочувствовать и сопереживать персонажам. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу.

Также я использую игры-хороводы: «Березка», «Плетень», «Узелок», «Гуси и волк» и другие, аудиозаписи с детскими песнями и сказками. Детские песенки всегда иллюстрирую движениями, мини - драматизациями («Два весёлых гуся»», «Львёнок и черепаха», «Улыбка», и т. д.). Вместе с детьми выполняем игровые упражнения, этюды, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря таким упражнениям движения приобретают большую уверенность и управляемость. Детям легче переключиться с одного движения на другое, они учатся самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий. Для этого в группе имеются различные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, теневого, дидактические игры, иллюстрации к сказкам, картотека подвижных игр со словами, игр - драматизаций, народных игр, аудиозаписи, маски-шапочки, набор игрушек художественные произведения, мини-гримёрная и уголок ряженья.

Театрализованная деятельность имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Увлекательность, образность, эмоциональность героев близки детям и является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, заставляют сочувствовать героям, сопереживать и тем самым формировать выразительную речь.

В процессе работы дети учатся выражать свои мысли точно и правильно, увеличивается их словарный запас слов, улучшаются моторные умения и навыки. Дети с ЗПР становятся более естественными в своём поведении, эмоционально свободными и общительными. Используемая мной форма работы даёт большую возможность решать проблему по развитию речи у детей с ЗПР.

Развивая речь ребенка средствами театральной деятельности воспитатель должен :

-создавать условия для развития творческой активности детей;

-поощрять творчество;

- развивать способность свободно держаться при выступлении;

-побуждать к импровизации;

-создавать условия к совместной театральной деятельности взрослых и детей;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованных игр с другими видами деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица кого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а самое главное формировать выразительную речь.

Литература

1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.

2. Денисова Д. Развитие речи у дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

3. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность «Путешествие в страну сказок» в средней группе Цель: повысить уровень развития речи детей через театрализованную игру. Задачи: 1. Обучающие: -Обогащать словарь детей, активизировать.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.

ООД по развитию речи в группе детей с задержкой психического развития «Приключения Колобка» Цель. Развить связную и интонационную выразительность речи у детей с ЗПР, их эмоционально-волевую сферу. Задачи: Образовательные: Знакомство.

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Видео Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияРазвитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельностьРазвитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность .

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме,.

Совершенствование и обогащение связной речи через использование сюжетных картин и театрализованную деятельность Совершенствование и обогащение связной речи через использование сюжетных картин и театрализованную деятельность Развитие связной речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность
Опубликовано: 15 апреля 2016 в 04:44
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кашуба (УИ 535733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД