Надежда Янкина
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьёй является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Предлагаю Вам несколько идей по поводу организации работы с родителями.
Неформальные встречи родителей и воспитателей. Это могут быть тематические встречи, вечера или просто чаепитие. Общение может быть построено на обсуждении вопросов, связанных со здоровьем, домашними делами и, конечно, с вопросами воспитания детей. Также в такой встрече можно попросить поучаствовать педагогов и специалистов детского сада.
Обмен литературой - можно организовать библиотеку внутри детского сада, и предложить родителям использовать семейные библиотеки друг друга.
Взаимоконсультирование – сотрудничество родителей друг с другом – это помощь более опытных родителей начинающим.
Также в работе с родителями можно использовать письменные формы общения:
Еженедельные записки, сообщающие родителям важную информацию об их ребёнке, рекомендации или описание игры, в которую вы или специалист ДОУ рекомендует поиграть на данный момент.
Неформальные записки – сообщение домой о новом достижение ребёнка или о только что освоенном навыке, поблагодарить за оказанную помощь.
Доска достижений – это настенный экран, который информирует родителей об успехах того или иного ребёнка. Можно вкладывать в специальные карманы фотографию ребёнка и – в нескольких словах – описание его достижений. Очень важно, чтобы на доске достижений побывали портреты всех детей (некоторых - авансом). Многие родители постараются помочь своему ребёнку стать достойным доски достижений и следовательно, помогут Вам в вашей работе.
Ящик для предложений – коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениям, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателями, а вам узнать новое о них самих и их детях.
Таким образом, сотрудничество детского сада с семьёй можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Наиболее часто встречающиеся стереотипы поведения родителей и их взаимоотношениях с педагогами.
Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоруча- ют своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа».
Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в том числе, что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты ДО советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам ДОУ необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.
Агрессивно недовольные – родители, постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада. Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.
Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе.
Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм родителей может быть нейтрализован созданием официальной обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидны.
За всеми этими типами поведения скрывается уязвимость взрослых, нередко холодность по отношению к детям, непонимание их проблем, растерянность, боязнь показать истинные чувства, разрушить стереотип своего поведения. К сожалению, от этого в первую очередь страдают дети, не имеющие возможности получить адекватную помощь педагогов и специалистов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения к их проблемам.
Наиболее часто встречающиеся стереотипы поведения воспитателей и их взаимоотношениях с родителями.
Воспитатель родителей – считают, что мамам и папам (как и детям) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно, этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей, но и у молодых специалистов.
Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимание к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.
Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.
Ранимые – неуверенные в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что-то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.
Педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения ребенка.
«Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с детьми и знал, что дома его ждут любящие взрослые».