Морозова Елена
Конспект «Автоматизация звука [р] в слогах, словах» по мотивам сказки А. Н. Толстого «Буратино». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект . Старший дошкольный возраст
Задачи: развивать мелкую и артикуляционную моторику, активизировать биологически активные зоны, фонематическое восприятие, внимание, мышление, речевое дыхание, закреплять навык автоматизации звука (р) в слогах, словах, чистоговорках, воспитывать усидчивость.
Оборудование: коробка – посылка от Буратино, дидактические пособие «Сердитая тучка» для выработки длительной воздушной струи (картонная тучка, к которой с помощью ниток прикреплены картонные капли, дидактическая игра «Испорченные конфеты», дидактическое пособие «Зонт»
Публикация «Конспект „Автоматизация звука [р] в слогах, словах“ по мотивам сказки А, Н, Толстого „Буратино“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Толстой А.Н.
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
(на ватмане нарисован бесцветный зонт с прорезями для цветных клиньев, на каждой из которых есть картинка с различными положениями изучаемого звука в ее названии (в начале, в середине и в конце слова, простой карандаш, дидактические игры «Подарки», «Сломаннные ручки», «В гостях», золотой ключик из картона, разрезанный на несколько частей (по количеству заданий).
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуй! Сегодня нам пришла какая – то посылка. Догадайся, от кого она. Вот загадка:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? … (Буратино).
Послушай, какой звук я выделила : Бур-р-ратино? (р). Какой это звук? (Твердый, согласный, звонкий). Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя – сильная, кончик языка – дрожит.
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы открыть посылку, нужны силы. Сделаем гимнастику.
Улыбка, почистим зубки, качели, барабанщик, чашечка, лошадка.
- Посмотри, в посылке какая-то записка. «Здравствуй, (имя ребенка! Лиса Алиса хитростью выманила у меня золотой ключик и спрятала его. Ключик можно найти, выполнив эти задания. Я не знаю, как это сделать. Пожалуйста, помоги мне!» Что будем делать? Ты готов помочь Буратино? (Да) Много заданий нам предстоит выполнить. (На обратной стороне каждой предложенной игры – одна из частей ключа. Выполняя задания, собираем ключ). Для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчикам велит:
Загибайся, выпрямляйтесь.
Вместе в горстку собирайтесь.
Разбегитесь, распрямитесь,
В кулачок теперь сожмитесь.
Кулачок – на кулачок,
И ладошки на бочок.
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко.
На бочок, опять на стол.
И конец игре пришел.
Автоматизация звука (р) в слогах.
Дидактическая игра «Испорченные конфеты»
Некоторые настоящие конфеты она заменила пластилиновыми.
Молодец, теперь Буратино найдет настоящие конфеты. А вот и первая деталь ключа.
Выработка длительной направленной воздушной струи.
Дидактическое пособие «Сердитая тучка».
- Ой, кажется, скоро пойдет дождь! Что делать? Будем дуть на капельки и на тучку, может она улетит. Дуть нужно долго, плавно, не надувая щек. Тучка ненадолго улетела и мы успеем починить наш зонт.
Развитие фонематического восприятия
Дидактическое пособие «Зонт».
- Купол зонтика состоит из четырех деталей, на каждой – картинка, названии которой есть звук (р). Можем мы с отремонтировать наш зонт, если определим, на каком месте в слове находится звук (р) : в начале, в середине или в конце.
Ребенок определяем положение звука в слове, прикрепляя детали купола зонтика в правильном порядке: если звук (р) в начале слова, то прикрепляем первую слева деталь, если в конце, то последнюю, если в середине, то центральные детали.
- Зонтик мы отремонтировали, теперь дождик не страшен. Вот и вторая деталь ключика. Прикладываем ее к первой детали. Пора нам размяться.
Физкультминутка.
- Произнеси чистоговорки и выполни движения, которые я покажу.
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра- глубокая нора.
Ро-ро-ро- мы нашли перо.
Ру-ру-ру- скачет кенгуру.
Ры-ры-ры- укрылись от жары.
Дидактическая игра «Сломанные ручки»
- Друзья подарили Буратино много подарков, но лиса Алиса поломала все подаренные ручки. Назовем все подарки, среди них ручки и зачеркнем их, чтобы Буратино не расстраивался. Достанем последнюю деталь ключика.
- Ура! Мы собрали ключик!
Дидактическая игра «В гостях».
- Буратино приглашает нас на чай. Посмотри, сколько собралось друзей. Назови всех гостей и расскажи, чем угощает их Буратино.
Словарь : Буратино, Красная шапочка, Артемон, Чебурашка, Петрушка, Буква Р, Пьеро, Гарри Потер; торт, самовар, сахар, сахарница, груши, виноград, персик, фрукты, фруктовница, зефир.
3. Заключительная часть.
- Посмотри, какой Буратино стал веселый! Почему? (Мы помогли ему найти ключик). Помогая сегодня Буратино, какой звук мы старались правильно произносить?
Домашнее задание. (см. приложение 2, карточка 10).