Приложение МААМ

Речевой материал для автоматизации звука [С] у детей дошкольного возраста

Наталья Панафидина
Речевой материал для автоматизации звука [С] у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Речевой материал для автоматизации звука [С]

1. Автоматизация звука [С] в слогах

Произносить слоги со звуком [С].

са – со – су – сы

ас – ос – ус – ыс

2. Автоматизация звука [С] в словах

Произносить слова со звуком [С] в начале слова.

А) Сад, садик, сани, санки, самокат, сапоги, сайка, Саня, сам, Савва, сова, совенок, совок, совет, собака, садовник, сок, сом, сода, сотня, Соня, сонный, соты, суп, сумка, суметь, сундук, суббота, сутки, сухой, сын, сытый, сыпь, сыпать.

Б) Салат, салют, самолет, санитар, сахар, сахарница, садовник, солома, соловей, сорока, сабля, солдат, солянка, сандалия, сахар, сарай, самовар, Саша, сачок, сухарь, сугроб, сыроежка, сыр.

Произносить слова со стечением согласных.

Стая, стадо, стакан, стадион, скамейка, скакать, стой, стон, сто, стук, спокойный, скука, стыд, стыдно, стукнуть, ступеньки, ступать, студент, ставить, снова, скобка, свадьба, свобода, свой, смыть, спать, спасибо.

Произносить слова со звуком [С] в середине слова.

А) Оса, мясо, касса, коса, писать, посадка, осадок, кусать, гусак, небеса, усы, бусы, косы, весы, носы, косынка, фикусы, кактусы, кокосы, высота, высокий, песок, кусок, носок, висок, поясок, осока, посуда, пасу, несу, пусто, фокусник, капуста, миска, киска, каска, маска, паста, доска, пастух, диск, танкист, пианист, ясный, весна, место, тесто, невеста, косточка.

Б) Роса, лиса, полоса, колбаса, писатель, колеса, волосы, полосы, ирисы, посылка, колесо, голосок, колосок, косуля, рисунок, ласка, ласты, редиска.

Произносить слова со звуком [С] в конце слова.

А) Нас, вас, квас, ананас, компас, бас, нос, поднос, кокос, вес, кактус, фикус, фокус, минус, укус, вкус, автобус, мыс, кумыс, Денис, навес, пояс, овёс, пёс, унёс.

Б) Час, Карабас, класс, палас, колос, голос, атлас, рис, ирис, Борис, лес, абрикос, трус, парус, полюс, глобус, плюс.

3. Автоматизация звука [С] в словосочетаниях

Произносить словосочетания со звуком [С].

Сытая собака, пустая миска, ясный день, мамины бусы, вкусный суп, сонная сова, усатый сом, густой сок, мясной суп, сухие сапоги, сонная киска, мясной соус, спокойный сон, ананасовый сок, пустая остановка, скамейка в саду, высокий мост, высокие сосны, густое тесто, пустой автобус, сухой песок, сок в стакане, сытный суп, суп в супнице, сосновый сук, сумка на суку, мясо на весах, Сонин сок, сухая косынка, сдобное тесто, автобусная остановка, стоять на ступеньках, пустой стакан.

Хвост лисы, кислая капуста, чистые носки, сухая солома, полосатая оса, сосновая смола, чистая посуда, смелый солдат, кислая слива, капустный салат, соленое сало, собака в сарае, ставить стул, детская коляска, сорока в саду, сахар в сахарнице, быстрые самолеты, лесная сова, салон самолета, стучать по столу, строить стадион, красная редиска, соленая капуста, спелый абрикос, слон со слонихой, слушай Славу, старый станок, сладкая слойка, салат из редиски, сладкий квас, чистые стены.

4. Автоматизация звука [С] в чистоговорках

СА – СА – СА – санки, самокат, коса.

СУ – СУ – СУ – сумка, суп, несу, пасу.

СЫ – СЫ – СЫ – сын, усы, часы, весы.

СО – СО – СО – сом, носок и колесо.

АС – АС – АС – каска, маска, ананас.

ОС – ОС – ОС – нос, кокос, поднос.

УС – УС – УС – вкус, автобус, кактус.

СА – СА – СА – вот оса.

СА – СА – СА – в сумке колбаса.

СА – СА – СА – голубые небеса.

СЫ – СЫ – СЫ – у кота усы.

СЫ – СЫ – СЫ – новые весы.

СЫ – СЫ – СЫ – заведу часы.

СУ – СУ – СУ – сумку я несу.

СО – СО – СО – у Сани колесо.

АС – АС – АС – у нас дома квас.

АС – АС – АС – я ем ананас.

АС – АС – АС – свет погас.

ОС – ОС – ОС – в саду много ос.

ОС – ОС – ОС – я несу поднос.

ОС – ОС – ОС – конь ест овёс.

ИС - ИС – ИС –- на суку повис.

УС – УС – УС – у мамы много бус.

УС – УС – УС – у Сони кактус.

УС – УС – УС – на ноге укус.

ЫС – ЫС – ЫС – мы пьем кумыс.

5. Автоматизация звука [С] в предложениях

У Сони сумка. Соня несет сумку. У Сани носок. Саня едет на санках. Сын ест суп. Соня моет посуду. Собака ест мясо. Днём совы спят. У нас погас свет. Саня пьет сок. Саня идет в сад. В саду осы. У осы усы. Укусы осы опасны. Автобус стоит на стоянке. У сада высокий мост. В саду стоит скамейка. У Светы новые сапоги. У Сони в сумке ананас. Высоко на суку сова. Сане купят новый самокат. Собака своих не кусает. У нас в саду высокие кусты. На обед будет вкусная капуста. Света ест капусту. В саду сухой песок. Дайте Сане сок и ананаса кусок. У Сони косынка. У Светы густые косы.

6. Автоматизация звука [С] в тексте

«Дикие гуси»

На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята. Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами. Лиса оставила гусенка и со всех ног и понеслась к лесу. (Т. А. Ткаченко)

«Сухая сосна»

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилил сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме. Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка. (Т. А. Ткаченко)

«Собака Сойка в лесу»

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать. Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова! (Алифанова Е. А., Егорова Н. Б.)

«В саду»

Около дома был сад. В саду росла высокая сосна. Под сосной стояла скамейка. На скамейке сидела Соня. Соня увидела собаку. Собаке Соня дала колбасу. Колбаса была вкусная. (Бардышева Т. Ю.)

Соня и Саня в саду. Там много кустов и высокая сосна. На высокой сосне сухой сук. Под сосной стоит скамейка. На скамейке стоят Соня и Саня. Они снимают с высокой сосны сухой сук. Под скамейкой спит собака. На обед у Сони и Сани суп с мясом, капуста с соусом, соевое суфле и ананасный (ананасовый) сок. Вкусный обед у Сони и Сани.

7. Автоматизация звука [С] в стихотворениях

Киска, киска,

Где твоя миска?

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

***

Маленькому Сане

Подарили сани,

Посмотрите сами,

Вот какие сани! (С. Коган)

***

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

***

Есть у Сани снегокат,

Есть у Сани сани.

Дайте Сане снегопад —

Он катать всех станет.

***

Спят спокойно Соня, Саня,

Пес и кот во сне сопят,

Засыпает сом с усами,

На суку совята спят.

***

Сыплет, сыплет снег с небес,

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит,

Сад под снегом тоже спит.

***

«Соня-соня»

Соня очень любит спать.

Соней Соню стали звать.

Соня-соня спит весь день.

Погулять ей даже лень.

Посмотри-ка, Сонюшка,

На дворе-то солнышко. (М. Лепилина)

***

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

***

Сани, сани,

Едут сами!

Через горы и леса

Едут сани-чудеса!

***

До свиданья сад, сад.

Все осинки спят, спят.

И мы тоже спать пойдем,

Только песенку споем.

***

Поставил я их на поднос,

Мимо котенка понёс,

Котенок своим хвостом

Стаканы с подноса снёс. (И. Лопухина)

Список литературы

1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —— М. : «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2. Жихарева – Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей. Выпуск 5. Звуки С – Сь / Ю. Б. Жихарева – Норкина. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 128 с.

3. Ткаченко Т. А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки С, Сь. – М. : АРКТИ, 2004. – 33 с.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Использование пластилинотерапии и бионергопластики для автоматизации звука [Л] для детей 5–6 летИспользование пластилинотерапии и бионергопластики для автоматизации звука [Л] для детей 5–6 лет Задачи: развивать зрительное внимание, артикуляционную, тонкую моторику, формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность,.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Речевой материал для автоматизации звука [С] у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 марта 2025 в 20:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевой материал для автоматизации звука [С] у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Панафидина (УИ 137970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД