Ольга Виноградова
Артикуляционная гимнастика в регулярных занятиях учителя-логопеда, дефектолога в работе с детьми с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Целью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, в частности детей с синдромом Дауна, является их адаптация и интеграция в общество.
Несмотря на врождённое желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определёнными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, внутри рта; относительно малый размер ротовой полости по сравнению с большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта; а также задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
Публикация «Артикуляционная гимнастика в регулярных занятиях учителя-логопеда, дефектолога в работе с детьми с синдромом Дауна» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с синдромом Дауна, некоторые – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например, влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений. Для многих детей с проблемами в развитии произношение является камнем преткновения даже в тех случаях, когда в других отношениях их способность к общению может быть раскрыта вполне.
Мною проведена серия занятий с группой детей с синдром Дауна, важной частью которых являлось использование массажа и артикуляционной гимнастики.
Работа с детьми строилась на комплексном (полисенсорном) воздействии на личность ребенка: занятие с логопедом, театрализованная деятельность.
В процессе логопедической работы по преодолению фонетических
нарушений решались следующие задачи:
• Формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих
• овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев
• ре-чевого процесса).
• Развитие слухового восприятия и внимания.
• Формирование речевых навыков фонетически правильной речи.
• Воспитание умения подрожать.
• Воспитания умения согласовывать свои действия с действиями других детей.
• Обогащение словарного запаса.
• Развитие навыков диалогической речи.
Индивидуальное занятие состояло из нескольких частей:
Артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики
Игры и задания направленные активизацию собственной речи детей.
Подгрупповые занятия проводились в форме театрализованной игры. Где детям предлагалось взять на себя роль одного из героев и соответствовать ей до конца занятия.
Занятия посещали дети разного возраста (от 3 до 11лет) и разного уровня речевого развития (неговорящие; дети говорящие отдельные слова; и дети, использующие фразы.)
Индивидуальные занятия проводились со всеми детьми в течении учебного года. Обязательной частью занятия являлось проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики, упражнения закреплялись дома под контролем родителей. Для активизации собственной речи использовался речевой материал подгрупповых занятиях, т. е. той или иной сказки.
В процессе коррекционной работы у всех детей отмечалась положительная динамика. Движения органов артикуляции стали более точными; артикуляция звуков и автоматизм их произношения в различных фонетических условиях более првильным.
Полина П. 3 года. Активная речь отсутствовала, понимала элементарные инструкции, внимание удерживала на более минуты.
В конце года девочка участвовала в спектакле «Теремок», смогла взять на себя роль, выполняла действия соответствующие своему персонажу, проговаривала соответствующие звукокомплексы. Выполняла артикуляционные упражнения перед зеркалом в течении 5 минут.
У Феофана Ф. (8 лет) до занятий отмечалась неразборчивая речь, полиморфное нарушение звукопроизношения. При обследовании звуко-слоговой структуры слова выявлены затруднения в воспроизведении двухсложных слов. Структура слова упрощалась, слоги могли меняться местами, заменяться на другие или просто пропускаться. Навыками фонематического анализа и синтеза мальчик не владел. По состоянию лексики: объём словаря был значительно снижен. Грамматический строй речи также был грубо нарушен.
На моих занятиях проводились упражнения для развития кинестетической и кинетической основы движений руки и артикуляторных движений, массаж, проводилась работа по формирование правильной артикуляциизвуков [в], [ф], [Н], [с] ; выполнялись упражнения для развития ритма, дыхания и голоса (что является особо важным при работе с детьми с синдромом Дауна, которые часто имеют расстройства связанные с силой голоса); также проводились упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
В результате логопедических занятий у Феофана отмечается динамика в развитии:
Мелкая моторика. Ребёнок демонстрировал простые позиции кистями и пальцами рук, выполнял серии однотипных движений пальцами; движения руки стали более точными при работе с мозаикой и раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
Ритм. Дыхание. Голос. Воспринимал и правильно воспроизводил звенья
из одинакового количества ударов (// // //; /// /// ///). Научился выполнять несложные упражнения для развития силы голоса: удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса, усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко, ослабление голоса.
Артикуляторная моторика. Движения органов артикуляции при выполнении упражнений стали более чёткими, вследствие чего воспроизведение звуков уже имеющихся у ребёнка стало более точное. Были поставлены и автоматизированы звуки [в], [ф]; поставлен звук [Н].
Слуховое внимание и восприятие. Феофан выполнял упражнения: соотнесение картинки с соответствующими звуками; выделение определённых слов (например, животных) в ряду других слов; выделение искомого звука на слух в ряду других звуков.
Результаты проведённых занятий с детьми убедительно показывают, что использование массажа и артикуляционной гимнастики является необходимым условием работы с детьми с синдромом Дауна.