Людмила Коннова
Социальное проектирование в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.
Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать это время более счастливым и ярким.
Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть.
Публикация «Социальное проектирование в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым МППк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей.
Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Главная цель работы учителя-логопеда- развитие речи детей дошкольного возраста.
Работая с детьми с ОВЗ, я организую свою работу таким
образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.
В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.
Некоторые формы работы детям с ОВЗ наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения современных инновационных технологий. Помимо обучающих технологий, я использую здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).
В последнее время в моей логопедической работе особое место занимает метод социального проектирования, который помогает мне сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным и способствует социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
В ходе проектной деятельности воспитанники приобретают необходимые социальные навыки.
Стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у кого проблемы в развитии речи?
Дети нашей категории возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче принять новую информацию, освоить новый навык.
В чём особенность логопедических проектов? В первую очередь, конечно, проект должен носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нём, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. Также проект должен быть направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности и успешной адаптации в социуме. Представляю проект «Весёлые фразеологизмы». Проект направлен на создание условий для речевого развития старших дошкольников с ОВЗ.
Знание фразеологии- - необходимое условие глубокого овладения родным языком. Особенно актуален этот вопрос в старшем дошкольном возрасте у детей, имеющих речевые нарушения. Одна из проблем развития их речи – воспитание интереса к языковому богатству, развитие умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства, активно способствующие обогащению речи, формированию образных средств языка, образной речи.
Воспитание образности речи – процесс длительный и кропотливый, вырабатывается в результате речевых навыков, сосредоточения внимания на выразительных возможностях языка.
Освоению и накоплению в речи детей различных языковых средств (сравнительных оборотов, фразеологизмов, метких выражений) способствует проектная деятельность.
Разработанный мною проект «Веселые фразеологизмы» служит подготовительным этапом для перехода детей в школу.
Тип проекта : исследовательско – творческий, долгосрочный, коллективный.
Участники проекта : дети старшей группы «Солнышко», родители воспитанников, воспитатели группы, муниципальное учреждение культуры Аткарская центральная детская библиотека.
Срок реализации: сентябрь – май.
Этот проект способствует решению следующих задач:
• Побуждать интерес детей к предлагаемой деятельности; приобщить их к процессу познания; выявить скрытое значение фразеологизма (установление причинно – следственных связей).
• Способствовать словотворчеству детей (развивать образность речи).
• Побуждать детей к совместной деятельности, освоению различных форм
приобретения речевого опыта (активизация фразеологических оборотов в речевой деятельности).
• Формировать эмоциональную заинтереванность, создавать условия для приобретения речевого опыта.
• Развивать психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, коммуникативные способности детей, творческие возможности.
• Формировать различные способыобщения, развивать исследовательские умения и навыки проектной деятельности.
• Способствовать овладению различными способами решения поставленных задач.
• Помочь детям освоить переносные значения слов, обогащать и расширять представления об окружающем мире.
• Определить содержание словарной работы (создать алгоритм фразеологических оборотов, пословиц по лексическим темам).
• Научить детей правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами в устной речи.
• Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности (создание в семье благоприятных условий для развития ребенка с учетом его опыта, приобретенного в детском саду, развитие совместного творчества родителей и детей).
• Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
• Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
• Составить план совместных мероприятий со всеми специалистами (разработать конспекты занятий, развлечений).
• Активизировать всех участников образовательного процесса в реализации проекта.
В результате проектной деятельности у детей сформировались исследовательские навыки и умения, возник интерес к творческо – речевой деятельности, значительно повысилась самооценка, уверенность в своих силах, гордость как за собственный результат, так и за результат других участников проекта. И самое главное, созданная ребенком рукотворная книга, где он берет на себя роль рассказчика, позволила воспитать интерес к русским устойчивым выражениям.
Наряду с положительной динамикой работы были выявлены трудности понимания и употребления фразеологизмов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, что связано с недостаточной сформированностью когнитивно – речевой деятельности, недостатками мыслительных операций сравнения и установления причинно – следственных связей.
При разработке конкретного проекта принимала во внимание, что сегодняшний ребёнок с речевыми проблемами - это не только нарушения всех компонентов речевой системы, но и недоразвитие психических процессов, психологические и медицинские проблемы, поэтому поэтапно учимся вместе (учитель-логопед, воспитанники и воспитатели группы, другие педагоги и родители) выстраивать развивающее пространство ДОУ, решать различные познавательно-практические проблемы, накапливать опыт творческого сотрудничества, что помогает нашим воспитанникам успешно строить свой собственный жизненный мир.
Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включила в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, математическое развитие.
Достижение эффективности в воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе стало возможным, благодаря взаимодействию всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач с использованием метода проектов.
В результате работы по реализации технологии метода проектов добились следующих результатов:
воспитанники:
• обрели навыки исследовательской деятельности;
• проявляют активный интерес к предложенной деятельности;
• активно включаются в процесс познания;
• владеют коммуникационными и коммуникативными навыками;
• проявляют эмоциональную заинтересованность к совместной проектно - исследовательской деятельности;
• владеют различными способами решения поставленных задач;
родители:
• активно взаимодействуют с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность;
• установились партнёрские отношения с семьями воспитанников;
• с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ.
Результаты педагогической деятельности доказывают, что проектный метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности, и вся деятельность педагогического коллектива для детей с нарушением речи строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-исследовательской деятельности коллектива.
Таким образом, опыт использования логопедических проектов показал, что применение инновационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций, способствует успешной социализации старших дошкольников с ОВЗ.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках на родном языке. М., 1982.
Волина В. В. Учимся, играя. М., 1994.
Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1989.
Огольцов В. М. Устойчивые сравнения русского языка. СПб., 1992.
Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей. М., 2008.
Узорова О. В. Практическое пособие по развитию речи. М., 2002.
Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1972.
Усачев А. А. Великий могучий русский язык: Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов / Худож. В. О. Уборевич-Боровский. М., 2011.
Ушакова О. Д. Почему так говорят. СПб., 2005.
Фелицына В. П. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М., 1979.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у дошкольников: Практ. Пособие. М., 2004.
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
ДОКЛАД
На тему:
«СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Подготовила: Коннова Людмила Петровна
Учитель-логопед I квалификационной категории
г. Аткарск
2016 г.