Фомина Елена Владимировна
Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).
Публикация «Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики. Развивать элементы диалектического мышления через использование элементов ТРИЗ и РТВ.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе. Формировать экологическую культуру.
Оборудование. Магнитофон, диск с записью «Осенний вальс» Ф. Шопена, игра «Детки с ветки», картина «Березки» (художник А. Курицин). Схема «Чудесная лестница», демонстрационный материал, раздаточный материал на каждого ребенка.
Чудесная лестница
Это схема-алгоритм, с помощью которой дошкольники не только могут получить представление о любой системе - предмете, явлении и т. п., но и имеют возможность самостоятельно создавать развернутые рассказы о ней. Дети учатся воспринимать ок-ружающий мир как живой, постоянно меняющийся и во многом зависящий от нас.
На каждой ступеньке лестницы в виде символов отображены методы и приемы ТРИЗ и РТВ. Желательно, чтобы в выборе символов принимали участие дети, тогда они с удовольствием будут работать со схемой в дальнейшем.
Можно менять количество ступенек в зависимости от того, какие методы и приемы ТРИЗ и РТВ используются на занятии.
Ход занятия:
На доске выставлена схема («чудесная лестница»). Учитель-логопед загадывает загадку :
Русская красавица, стоит на поляне В зеленой кофточке и в белом сарафане. (Береза)
Беседуя с дошкольниками, учитель-логопед вместе с детьми передвигает карточку по ступенькам лестницы.
ЧТО ЭТО?
(дерево береза)
Вопрос о выбранной системе
1 СТУПЕНЬКА
ГДЕ МОЖНО УВИДЕТЬ МНОГО БЕРЕЗ?
(в лесу, в парке)
Надсистема
2 СТУПЕНЬКА
ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ БЕРЕЗА?
(Ствол, ветки, корни, листья)
Подсистема
3 СТУПЕНЬКА
Упражнение на речевое дыхание «Листопад»
ЕСЛИ ОБХВАТИТЬ БЕРЕЗУ РУКАМИ КАКУЮ ФОРМУ ОНИ ПРИМУТ?
Сравнение в целом или частично (геометрические фигуры и формы)
4 СТУПЕНЬКА
КАКИМИ ЦВЕТАМИ КРАСОК БУДЕМ РИСОВАТЬ БЕРЕЗУ?
Определение цвета
5 СТУПЕНЬКА
Гимнастика для глаз
КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ БЕРЕЗА (низкая, высокая, большая, маленькая)
Большая береза - это хорошо (плохо? Маленькая береза - это хорошо (плохо?
Соотношение по размеру и высоте
6 СТУПЕНЬКА
Динамическая пауза Звучит спокойная музыка. Педагог предлагает детям показать, как колышутся ветви березы на ветру, как шелестят ее листья.
ИЗ КАКИХ МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ СОСТОИТ БЕРЕЗА?
«Маленькие человечки»
( физическое состояние системы: твердое, жидкое, газообразное)
7 СТУПЕНЬКА
С ЧЕМ МОЖНО СРАВНИТЬ БЕРЕЗУ?
На что или кого похожа данная система
8 СТУПЕНЬКА
Пальчиковая гимнастика «Березка»
КАКАЯ ПОЛЬЗА (ВРЕД) ОТ БЕРЕЗЫ?
Функции системы
9 СТУПЕНЬКА
ЧЕМ БЫЛА БЕРЕЗА? ЧЕМ ОНА СТАНЕТ? ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БЕРЕЗА ДОЛГО ОСТАВАЛАСЬ КРАСИВОЙ?
Продвижение во времени
(чем система была в прошлом, чем станет в будущем)
10 СТУПЕНЬКА
Артикуляционная гимнастика «Грибок»
ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ, ЕСЛИ ВСЕ БЕРЕЗЫ ВДРУГ ИСЧЕЗНУТ?
Решение проблемной задачи: что случится, если на Земле вообще не будет деревьев?
Система исчезла во всем мире: как без нее обходиться и чем заменить?
11 СТУПЕНЬКА
ЧТО ЧУВСТВУЕТ БЕРЕЗА?
(например, зимой, весной, ночью и т. п.)
О ЧЕМ ДУМАЕТ И МЕЧТАЕТ БЕРЕЗКА?
Прием эмпатии: представить себя в роли данной системы и рассказать от ее имени о своих чувствах и ощущениях.
12 СТУПЕНЬКА
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ДЕРЕВЬЯ-ДРУЗЬЯ»
ИТОГ ЗАНЯТИЯ