вшивкова ольга николаевна
«Речевые игры дома». Игровой практикум для родителей детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой практикум для родителей 1-й младшей группы
«Речевые игры дома»
Цель - создание условий для активизации речи детей 2-3-х лет в условиях семьи.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей 3-го г. ж.
2. Дать представление о признаках неблагополучия в речевом развитии и симптомах ЗРР у детей 2-3-х лет
3. Обучить родителей приёмам активизации речевой деятельности в домашних условиях, способствовать формированию первых слов и фраз малышей.
Оборудование: лупа, стаканчики (4-5 шт., фигурки 1 ССС (4-5 шт., кисточка широкая, трубочка для коктейля, манная крупа, поднос, «Чудесный мешочек», игрушки мелкие (мишка, кошка, петушок, свинья, цыплёнок, собака, набор кубиков и «крыш», игрушечная посуда (кастрюля с горохом, ложка, чашки 4-5 шт., фигурки мамы, папы, бабушки, дедушки, игрушечная ванночка, игра «Вкладыши – игрушки».
В возрасте от двух до трех лет наблюдается значительный скачок в развитии речи детей. Предлагаю познакомиться с нормами речевого развития детей данного возраста.
Словарный запас
• Запас в 2г. - 300 слов, к 3г. - до 1000 слов
• Чаще всего использует существительные (60%) и глаголы (25%)
Появляются прилагательные (10%) для обозначения размера (большой, маленький, цвета (красный, синий, свойств (сладкий, холодный, качеств (хороший, плохой, формы предметов (круглый)
• Употребляет местоимение «я»
• Всё меньше слов-звукоподражаний в активной речи («би-би» вместо «машина»)
• Понимает обобщающие слова (игрушки, посуда и др., начинает использовать
• Понимает рассказы с опорой на картинки, выполняет простые инструкции
Звукопроизношение
• Смягчённая речь (лапа- «ляпа», дай – «дяй»)
• Сложные звуки заменяются на более лёгкими по артикуляции (кошка- «коська», каша- «кася»)
• При стечении звуков в слове некоторые из них выпадают (стой – «той», травка- «тавка»)
• Слова из 3-4 слогов укорачивают, меняют слоги местами, пропускают некоторые звуки (молоток - «мотолок»)
• Должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары, все гласные звуки
Грамматический строй речи
• Используют простые повествовательные и восклицательные предложения из 2-3 слов
• Согласует существительные и прилагательные (вкусная конфета, большой мячик)/ существительные и глаголы в прош. вр. (девочка ела – мальчик ел)
• Употребляет простые предлоги (на, под, в, за)
• Начинают появляться вопросы – Где? Куда? Почему?
Признаки неблагополучия
Не понимает простых просьб
Не отзывается на собственное имя
Плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ
Не использует мимику и жесты
Появляются слова, но он не использует их для общения даже с близкими людьми
Ему безразлично, понимают ли его. Он говорит на одному ему понятном языке
Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников
Возможные признаки ЗРР
В 2 года не пытается выучить новые слова, использует несколько простейших слов
В 2,5 года активный запас слов меньше 20. Не знает названий частей тела,
привычных предметов
Не составляет фразу из двух слов («дай воды», «хочу молоко»)
В 3 года речь ребенка с трудом понимают даже родные, «каша во рту». Не понимает объяснений, простых рассказов.
В 3 года «тарахтит» - говорит очень быстро, глотает окончания слов/ очень
медленно, растягивая слова (близкие взрослые говорят в нормальном темпе)
В 3 года изъясняется фразами из книжек и мультиков, даже если это к месту
Ребенок постоянно ходит с приоткрытым ртом, без явных причин повышенно выделяется слюна
К сожалению, в последнее время прослеживается тенденция к увеличению числа детей с задержанным речевым развитием. Такой ребенок нуждается в активном участии семьи, ему могут понадобиться консультации специалистов - педиатра, невролога, отоларинголога, логопеда, психиатра, сурдолога.
Как активизировать речь ребёнка?
Не откладывайте занятия «на завтра», чем раньше вы начнете, тем быстрее ребенок догонит своих говорящих сверстников.
Ограничьте просмотр телевизора и телефон (там ребёнок пассивный зритель)
Постоянно общайтесь с ребёнком, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Вы – источник знаний для него.
Пойте песни, читайте стишки
Побуждайте говорить - задавайте простые вопросы («где киса?», спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры ваше общение с ребёнком должно иметь положительную эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок начинает повторять за вами первые слова, это уже результат.
Как же дома можно поиграть с ребёнком, только овладевающим первыми словами? Вам пригодятся игрушки, названия которых состоят из простых открытых слогов (Миша, Петя, Зая, Киса, Ляля, Тяпа, Маня, Цыпа и т. д.). Далее родителям демонстрируются игры на запуск речи детей 2-3-х лет.
«Лупа»: в стаканчиках лежат фигурки 1 типа ССС. Педагог подносит лупу к стаканчику: - Посмотри, что там?/ кто там? (цыпа/ бусы/ванна и т. д.)
«Мети», «Дуй»: на подносе разложены фигурки 1 типа ССС, которые присыпаны манной крупой. Предлагается кисточкой смести крупу и назвать, что спряталось: - Мети! Что ты делаешь? (Мету/ Я мету). Кто там? (киса). Во втором варианте предлагается подуть на крупу с помощью трубочки для коктейля и найти спрятанные предметы.
«К нам гости пришли»: из «Чудесного мешочка» педагог достаёт по одной игрушке – Кто пришёл в гости? (Это миша. Это петя. Это киса. И т. д.) Давай построим для гостей стульчики (строит из кубиков и кирпичиков). Посади на красный стульчик Мишу (Миша, сиди тут, посади на синий стульчик Кису (Киса, сиди тут) и т. д. Это мама (показывает фигурку мамы). Она варит кашу. Помоги, мешай кашу! (в кастрюльке горох). Каша готова. Давай расставим тарелки. Кто будет есть кашу? (Миша, кто будет есть кашу? (Киса) и т. д. Сыпь Мише кашу. Что даёшь Мише? (кашу): - Миша, на!/ Миша, ешь кашу! Сыпь Кисе кашу (Киса, на! Киса, ешь) И т. д. Всем дали кашу? (Да) А теперь они хотят пить. Дай чашку Мише (Миша, пей чай). Эту чашку дай Кисе (Киса, пей чай) и т. д.
«Мытьё игрушек»: гости испачкались в каше, будем их мыть. На столе стоит игрушечная ванночка, в которую по одной помещают игрушки: - Мама, мой Петю! Что ты делаешь? (Мою/ Мою Петю). Папа, мой Мишу! Баба, мой Цыпу! Деда, мой Кису! Все чистые стали? (Да)
«Подарки» - гости что-то принесли (перед каждой игрушкой выложить фигурку от игры «вкладыши»). Кто принёс мячик? (Киса) Попроси у Кисы (Киса, дай) + положить вкладыш в соответствующую прорезь в рамке. Кто принёс пирамидку? (Петя) Попроси у Пети (Петя, дай) и т. д.
«Домики» - Гости устали, хотят домой. Давай им поможем, построим домики. Построй красный домик (строит из кубиков). Кто тут будет жить? (Миша, зови Мишу (Миша, иди. Топ-топ-топ). Кто дома? (Миша дома + сложить руки «домиком» над головой). Построй синий домик. Кто тут будет жить? (Киса, зови Кису (Киса, иди. Топ-топ-топ). Кто дома? (Киса дома) и т. д.
Желаем Вам интересных занятий с детьми!