Екатерина Любавина
Анализ уровня развития игровой деятельности и педагогических условий её развития в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ уровня развития игровой деятельности и педагогических условий её развития в группе.
В педагогическом процессе дошкольного учреждения игра должна занимать ведущее место. Предметом моего особого внимания стал анализ психолого-педагогических условий развития игры детей. Они предусматривают следующее.
Публикация «Анализ уровня развития игровой деятельности и педагогических условий её развития в группе» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я использую в педагогическом процессе все многообразия игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, строительно- конструктивные, игры-экспериментирования, игры-фантазии, дидактические, развивающие, подвижные, спортивные); устанавливая баланс между разными видами игр.
Стараюсь обогатить жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре, через разные источники информации: экскурсии, посещения музеев и театров, встречи с интересными людьми, художественное слово, прогулки, наблюдения, художественно-творческая деятельность, беседы, обсуждения событий и др.
Особое значение придаю построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры. Непременными компонентами этого пространства являются следующие:
Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны : творческие, сюжетно-ролевые, театрально- игровые, строительно-конструктивные, интеллектуальные игры и игры, предусматривающие двигательную активность. Это позволяет всем детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
Создание условий для индивидуальных подгрупповых и коллективных игр, с тем чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.
Обеспечение условий изолированности («вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны с одновременным учетом того, что среда, окружающая ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья.
Своевременное изменение предметно-игровой среды : внесение атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей.
Оптимальный отбор игр, игрушек и игрового оборудования по количеству и качеству: их недостаточное количество и не соответствующее уровню развития детской игры качество ограничивают развитие ребенка и тормозят его игровую инициативу.
Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду – в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами – посредством многофункциональных легко трансформируемых элементов (пространственные конструкторы, легко моделирующиеся контейнеры для игрушек, ширмы, низкие устойчивые плоскости и др.)
Учет половых различий детей при организации предметно- игровой среды : ее содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков.
Однако помню, что роль взрослого в самостоятельной игре детей не ограничивается своевременным изменением игровой среды. Важно его непосредственное участие в свободной игровой деятельности : побуждение детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач и реализации полученных впечатлений путем реализации приемов активизирующего общения: игровых проблемных ситуаций, подсказывающих ситуаций, проблемных вопросов, участия в игре с принятием главной или второстепенной роли, разрешения конфликтной ситуации и др.
Условия эти могут остаться нереализованными, если в воспитательно-образовательном процессе детского сада не соблюдается баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности, являющихся одним из основных компонентов развития игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Стараюсь соблюдать баланс, а так же неукоснительно выполнять теребавания САНПИН и режим дня, где так же отражена свободная игровая деятельность (не менее 3 часов).Так же мной изучаются проблемы игровой деятельности, интересуюсь и тем, как игра используется не только на занятии, но и на прогулке, в повседневной жизни, особенно в вечерний отрезок времени.
Игры развиваются в следующей последовательности
Младший дошкольный возраст – режиссерская игра (игра-манипуляция предметами);
Средний дошкольный возраст – ролевая игра (игра-диалог);
Старший дошкольный возраст – игра с правилами, режиссерская игра (игра-фантазия, сюжетосложение).
Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе. Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы-заместители, дидактические игры и игрушки, дающие опыт разнообразного использования объекта.
В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать, помимо игрушек, предметы-заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль словестно, без опоры на реальный предмет (или предметы).
В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое игровое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные, сигнальные игрушки и предметы (необходимости в большом количестве атрибутов нет).
Ребенок старшего дошкольного возраста проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя ее в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. На шестом году жизни у детей развивается интерес к режиссерским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, лодочки, куколки и пр., но и разнообразные предметы (кусочек меха, ткань, брусок, шарик, а также умение детей рисовать, фантазировать (игра-рисование, игра-фантазия).
Особое внимание уделяю двум основным аспектам, таким как
1) формирование оснований для развития детской игры : беседы, диалоги с детьми, чтение художественной литературы, целевые прогулки и экскурсии, использование технических средств (слайды, аудио- и видеофильмы, грамзаписи, наблюдение за играми других детей, использование музыкального репертуара, составление альбомов, книг по теме игры и т. д. ;
2) содействие становлению игрового опыта ребенка : знакомство с атрибутами, предметами-заместителями и способами их использования, организация игрового пространства, отражение типичных черт роли, игры-имитации, режиссерские, конструктивные и подвижные игры, ручной труд, изодеятельность (самостоятельное изготовление атрибутов).
Немаловажным составляющим компонентом развития игровой деятельности является также развитие коммуникативных умений, чему могут способствовать: эстетические беседы, театрализованные игры, игры- инсценировки, викторины «Угадай, расскажи, докажи» и др.
Сначала выступаю как носитель игровых умений, затем – как партнер в игре двух-трех детей. Далее становлюсь помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступаю как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.
Исходя из всего вышесказанного, считаю, что уровень развития игровой деятельности и педагогических условий её развития в группе соответствует современным требованиям.