Людмила Олеговна Анацкая
Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Организация условий для развития слабослышащего ребенка
в группе детского сада.
Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила Олеговна
Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Максим Горький.
Публикация «Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важным условием при организации работы в группе с ребенком с нарушением слуха является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно -педагогических условий:
обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с ребенком и детей между собой и с педагогами.
использование на НОД с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;
подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
Одна из основных целей работы со слабослышащими детьми – помочь ребенку адаптироваться в социуме, развить у него коммуникативные навыки,
мышление, навыки межличностных взаимодействий, так как дальнейшее
успешное обучение ребенка зависит не только от багажа знаний, но и от
умения общаться, слушать и понимать речь.
Когда в группу детского сада пришел слабослышащий ребенок, перед воспитателем встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально извлечь пользу для этого ребенка, но при этом, не ущемляя прав других детей. Чтобы решить эту задачу – необходимо создать определенные условия для индивидуального развития такого ребенка.
ФГОС предусматривает организацию и оснащение центров активности. Это позволяет воспитателю построить воспитательно – образовательную работу с детьми, учитывая их потребности, индивидуальные особенности.
Для удобства я распределила материал по центрам активности.
На утреннем приеме использую демонстрационный материал: игрушки, картинки, схемы, пиктограммы, мнемотаблицы.
С их помощью провожу и речевую работу: разучиваем потешки, загадки, стихи, приветствия. Использую пальчиковые игры.
Большое значение здесь приобретают другие виды коммуникации – поддерживающая, опорная (картинки, символы, мимика, жесты).
Воспитателю ни в коем случае нельзя запрещать использовать жесты, ведь по мере того, как речь ребенка станет более развитой – жестов будет меньше.
Для развития слухового внимания нужно использовать не только речевые упражнения, но и неречевые звуки (хлопки, стук, щелчки, звуковые игрушки, музыкальные инструменты).
Очень хороший результат показывают кинезиологические упражнения (например, Су – Джок терапия). Использование инновационных методов развития речи (синквейн, игры с песком, сказкотерапия, мнемотаблицы,и др.) является очень эффективным средством для развития речи всех детей и слабослышащих, в частности.
Оснащение центров активности и приемы работы с детьми с нарушением слуха.
Центр ИЗО: использую схемы – последовательности рисования, лепки, аппликации, складывания и конструирования из бумаги; игрушки и предметы для игры «Ощупай и слепи», «Ощупай и нарисуй».
Центр литературы: магнитные доски с буквами, звучащие книги, картинки для рассматривания, дидактические игры «Цепочка слов», «Продолжи сказку», «Расскажем по очереди».
Центр строительства оснащаем схемами построек (зданий, мостов, транспорта, животных).
В центре ролевой игры располагаем атрибуты для игр драматизаций, пальчиковый кукольный театр, перчаточный театр.
Центр настольных игр дополняем звуковыми музыкальными игрушками, инструментами, шумовыми игрушками. Здесь может быть и настольный кукольный театр. Сюда же вносим магнитную доску с цифрами, «Чудесный мешочек», игра «Прищепки», «Волшебные рамки и вкладыши», «Шумящие коробочки».
Коррекционная работа в детском саду со слабослышащими детьми ведется совместно с педагогами – специалистами.
Большая работа ведется с музыкальным работником (пропевание высоких и низких звуков, подбор песенок – распевок, ритмический рисунок, музыкальные инструменты, движения).
Инструктор по физической культуре подбирает физические упражнения, движения, подвижные игры, учитывая физические возможности ребенка.
Педагог-психолог наблюдает за психическим развитием и корректирует психо- эмоциональное состояние ребенка; развивает внимание, слуховое и зрительное восприятие, мышление, память.
Воспитатель, педагог-психолог,музыкальный руководитель, детского сада проводим целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.