Ирина Щепетинникова
Диагностика определения уровня развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Обработка и анализ результатов:
1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;
Публикация «Диагностика определения уровня развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;
3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Особенности проведения:
Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет:
• Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
• Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
• Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
• Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
• Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
• Поочередно постукивать пальчиками по столу.
• Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
• Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
• Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
• Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
Задания для диагностики мелкой моторики детей 4-5 лет:
• Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать счет до 10.
• Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
• Движение щепоть - ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
• Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
• Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
• Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
• Поглаживание всех пальчиков большим пальцем.
• Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
• Нанизывание пуговиц средней величины.
• Выполнить ножницами прямой разрез.
Задания для диагностики мелкой моторики детей 5-6 лет:
• Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
• Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
• Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
• Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.
• Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, а также человека.
• Выполнить ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.
• Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
• Упражнение «Посолим суп» - предложить посолить воображаемый суп. Во время выполнения игрового задания следить, чтобы ребенок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.
• Сжатие двумя руками рук взрослого. Ребенку предложить сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.
Результаты диагностики внести в карты для удобства обработки данных:
Фамилия, имя ребенка Номер задания Оценка умений
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10