Ольга Соколова
Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в образовательной деятельности, а в ведущей и главной деятельности детей раннего возраста - в игре.
Публикация «Педагогический опыт работы „Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей“» размещена в разделах
Для детей игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
В игре ребенок делает открытие того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у детей раннего возраста необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Для детей раннего возраста игра служит накоплением опыта не только в предметно-познавательной и в коммуникативной деятельности, но и в игровой деятельности.
Поэтому основная задача взрослых в период раннего возраста – обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и игровую активность детей.
И в своей работе для развития игровой деятельности детей раннего возраста мы решили применить проблемно-поисковые технологии. Суть технологий проблемного обучения заключается в том, что создавая познавательную ситуацию педагог предоставляет детям возможность искать средства ее решения, побуждает применять известные знания в новых ситуациях, ведет к открытию новых способов действий с предметами.
Работаю на группе раннего возраста. Хочу поделиться своим опытом работы по использованию проблемно – поисковых технологий для развития игровой деятельности детей раннего возраста.
На сегодняшний день существует много проблемно – поисковых технологий, которые применяются в дошкольном обучении. Вот некоторые из них: Проблемно – поисковые технологии обучения в ДОУ
1. ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
2. Детское экспериментирование
3. Проектная деятельность (интегрированный метод)
4. Исследовательская деятельность
5. РТВ (развитие творческого воображения)
6. Мозговой штурм Главное достоинство этих технологий заключается в том, что они позволяют повысить творческие способности каждого (не только ребенка, но и педагога)
Ведущим видом деятельности детей в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами. Взрослый для ребенка становится объектом для подражания. У ребенка начинает развиваться активная речь. В ходе манипуляций с игрушками и предметами постепенно формируется игровая деятельность.
Для развития и обогащения опыта игровых действий детей, мы ставим перед ними задачи и помогаем решать их, находить новые способы решения. То есть создаем проблемные ситуации.
Еще психолог С. Л. Рубинштейн говорил: «Проблемная ситуация – начало развития мысли человека». Работая с детьми раннего возраста, был подобран материал, который позволил нам решать задачи развития творческих способностей и мышления малышей в процессе игровой деятельности с помощью проблемно - поисковых технологии. Рассмотрим некоторые из них:
ТРИЗ учит детей нестандартно мыслить, развивает умение радоваться успехам других, развивает стремление найти выход из затруднительного положения; а так же позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Дети учатся отвечать на вопросы. Например, задача: есть игрушки резиновые, деревянные, металлические. Давайте, посмотрим, что будет с ними, если опустить их в воду? Вывод: металлические игрушки утонули, потому что…они тяжелые. (фото)
В раннем возрасте воображение не развито, так как у малышей нет опыта, чтобы придумать что-то новое. И мы, обогащая опыт детей, предлагаем им различные игровые ситуации : «Посмотри, Диана, кукла плачет. Как ты думаешь, почему? Она хочет пить. Давай нальем ей водички из чайника и напоим ее». Эти действия мы будем повторять, усложняя и предоставляя возможность ребенку делать это самостоятельно. В следующий раз попросим: «Диана, кукла хочет пить, что же делать?» Малыш уже сам возьмет чашку и нальет из чайника водички, чтобы напоить куклу. Постепенно мы пополняем опыт игровых действий ребенка, ставя перед ним задачи и помогая ему решать их. (фото)
В раннем возрасте используется упрощенный вариант «Мозгового штурма». При создании проблемной ситуации мы спрашиваем у детей : «Кто стучится?» или «Что в корзинке у ежика?». Затем выслушиваем ответы, а потом смотрим, кто же стучится или достаем из корзинки игрушку, либо подводим детей к тому, чем мы можем помочь и как решить проблему.
В раннем возрасте дети готовы открывать УДИВИТЕЛЬНОСТИ. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим. Поэтому очень важно правильно подготовить развивающею предметно пространственную среду группы. Подобрать такие игры, которые будут стимулировать и поддерживать в активной форме действия детей.
Хочу показать вам наши удивительности. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики. Эти игры способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.
Например: «Мозаика». У нас есть разные варианты мозаики и малышам они очень нравятся. Покажу вам самую любимую. Это мозаика с кнопочками. Мы играем, используя карточки, а также придумываем свои варианты. Начинаем с простого. «Созрели ягодки». «Поможем ежику собрать яблочки». «Кто в яблочке поселился?»
Игра «Болтики и гаечки». Очень детям нравится эта игра. Детали 4х основных цветов, два размера и гаечки разной формы. Можно использовать как столбики сортер. На каждый болтик можно накрутить такие же фигуры разных цветов.
Или у нас есть два мастера и у них в мастерскую залезла кошка и разбросала весь инструмент и все болтики и гаечки. А мастерам пора на работу. Что же делать? Мы можем помочь им? Конечно. Вот сюда на полочки сложим инструменты. А сюда надо положить гаечки. А в корзинку соберем болтики.
Развивающие игры. Игры с логическими блоками Дьенеша, Палочки Кюизенера, Кубики Никитина– это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать. В начале используем эти игры как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, заборчик, дом и др). Затем предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно. Играя в развивающие игры, с детьми «обыгрываем» ситуацию в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки: 1) Угости Мишку красными «конфетками», квадратными «конфетками», большими красными «конфетками», и т. д. (Блоки Дьениша) 2) Найдем листочки для мишки. Надо собрать в коробочку кубики красной стороной. Где же листочек, а вот он. Кладем сверху шаблон листочка. Нашли! Так же можем найти желтый листок. (Кубики Никитина)
3) Слышите, кто-то плачет: «Мяу». Да это котенок, маму потерял. Как котенку найти маму? Давайте выложим дорожку и котенок найдет свою мамочку Кошку. (Палочки Киюзенера)
Я показала небольшую часть игр, которые удивляя, привлекают и поддерживают в активной форме действия детей. И в игровой форме помогают закреплять новое.
Благодаря использованию предметно – поисковых технологий в игре ребенка появляются элементы творчества, воображаемая ситуация выходит на первый план по отношению к наглядной и складывается самостоятельная игра, которая имеет важное значение в развитии и становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Результаты и достижения:
Развивающая предметно пространственная среда в группе организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организованны зоны, Игровое пространство удобным для детей, дает им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки доступные.
Группа оснащена разными видами игр и игрушек, которые удивляя, привлекают и поддерживают в активной форме действия детей. И в игровой форме помогают закреплять новое. Многие игры сделаны своими руками.
Использование проблемно-поисковых технологий с детьми раннего возраста позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему дети становятся самостоятельнее, активнее, способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Играя, они познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. То есть через игру идёт процесс развитие детей.