Ирина Скобелева
Анализ опыта работы ДОУ по использованию нетрадиционных методов развития творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Представляем опыт работы по использованию нетрадиционных методов развития творческих способностей дошкольников в МАДОУ «Сказка». Главная задача педагогов ДОУ - поддерживать интерес детей к пластилинографии. Работа по использованию в работе с дошкольниками, такого метода, какпластилинография,носит инновационный характер, так как в системе работы используется метод рисования пластилином пальцамис изображением выпуклых, полуобьемных объектов на горизонтальной поверхности.
Публикация «Анализ опыта работы ДОУ по использованию нетрадиционных методов развития творческих способностей» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В МАДОУ «Сказка» практикуютсяследующие виды нетрадиционной лепки из пластилина :
• прямая пластилинография - картина оформляется на горизонтальной поверхности (дошкольники скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», и располагают полученные детали на специально подготовленной основе, при этом на подложку заранее нанесён контур рисунка) - начиная со второго семестра 2 ГДРВ;
• витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) - дети 5–6 лет;
• контурная лепка - картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения - так ему придаётся объём, после чего жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) - второй семестр младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей;
• многослойная лепка - изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета дошкольники изготавливают, например, «слоёный торт» от тёмных оттенков к светлым, сгибая заготовку по центру или скатывая в «колбаску», разрезаем на детали) - старшие группы;
• мозаичная техника –дети выкладывают картины шариками из пластилина разного размера и цвета - младшая, средняя группы;
• модульная лепка - элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр., после чего эти модули собираются в единую композицию;
• фактурная техника - создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф - изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф - образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф - рисунок углубляется в фон) - подготовительная группа.
В организации работы в детском саду по применению пластилинографии большое значение имеет интеграция всех образовательных областей.
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в МАДОУ «Сказка» большое значение играет РППС, которая в соответствии с ФГОС ДО соответствует следующим критериям:
1. Содержательно – насыщенность;
2. Трансформируемость;
3. Вариативность;
4. Полифункциональность;
5. Доступность;
6. Безопасность.
Наполняемость центра художественно – эстетического развития (лепка) : дощечки для лепки; стеки; ножницы; специальные скалочки для раскатывания пластов пластилина; шприцы без игл; приспособления для выполнения узоров на материале (кондитерский шприц, пустые капсулы от фломастеров, ручек и пр.); бросовый материал для декорирования поделок (бусины, стразы, бисер, природные материалы: шишки, жёлуди, семена и пр., бумага различной текстуры и формата, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр. Картотеки детских работ, дидактических, пальчиковых игр, тематические альбомы, репродукции картин известных художников, образцы игрушек и предметов народного промысла (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т. п.).
Также педагоги МАДОУ используют игры и упражнения для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, например, пальчиковые игры - развитие мелкой моторики; игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы, такие как, «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»; игры и упражнения на формирование сенсорного развития детей : тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек; рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта; рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию пластилинографии, проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, деловых игр, показ открытых занятий.
При взаимодействии с родителями проводятся родительские собрания по данной теме, разрабатываются буклеты, индивидуальные беседы и консультации, проводятся выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети, конкурсы и др.
Главным результатом развития творческих способностей детейдошкольного возраста является успешное участие в конкурсах различного уровня: Международный конкурс «Красота Божьего мира», Всероссийский конкурс «Неопалимая Купина», «Жива природа – жив и я» и многие другие.