Наталья Попова
Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы по использованию
здоровьесберегающих технологий
в работе учителя-логопеда
• «Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Актуальность
Публикация «Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда „Здоровье — это главное!“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
• В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.
• В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные виды здоровьесберегающих технологий.
• Традиционные: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая и зрительная гимнастика, самомассаж.
Нетрадиционные: мимическая гимнастика, Су-джок терапия, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения.
• Цель презентации – ознакомление с здоровьесберегающими технологиями в логопедии, освоенными и планируемыми к освоению в МКДОУ № 2 рп Горный.
Артикуляционная гимнастика.
Символы, сказки.
Дыхательная гимнастика.
• Цель: развитие направленной воздушной струи.
Модуль БАБОЧКИ
«Воздушный футбол»
«Волшебные баночки»
«Аэробол»
«Послушный ветерок» альбомы
Ватка
«Секретик»
Зрительная гимнастика
Тренажеры
Стихи
• Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показывают траекторию
• И вторая прибежала – кап! движения капель и прослеживают ее взглядом
• Мы на небо посмотрели, Смотрят вверх
• Капельки кап-кап запели, Подняв руки вверх, быстро перебирают
пальцами
• Намочились лица, Вытирают лицо руками
• Мы их вытирали.
• Туфли – посмотрите – Показывают руками вниз и смотрят на обувь
• Мокрыми стали.
• Плечами дружно поведем Движения плечами
• И все капельки стряхнем.
• От дождя убежим,
• Под кусточком посидим. Приседают
Материалы для самомассажа:
• Массажные щетки или пластмассовые коврики «травка»;
• Ипликатор Кузнецова;
• Прищепки;
• Граненые карандаши;
• Орехи;
• Массажные мячики, ролики;
Оздоровительный массаж всего тела : быстрые, частые хлопки на соответств. слова
• Чтобы не зевать от скуки
Встали и потерли руки- растирание ладоней
• А затем ладошкой в лоб:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп- легкие похлопывания ладонями
• По макушке постучали
Носом круг нарисовали. - постукивание подушечками пальцев
- круговое движение головой «рисуем носом»
• И еще один круг,
Чтобы у него был друг- то же в другую сторону
• Покрутили наши плечи
Так мы плечи наши лечим. - круговые движения плечами
• А теперь уже гляди,
Добрались и до груди. - массаж груди
• Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
• Постучим и тут и там
И немного по бокам. - массаж межреберных мышц
• Не скучать и не лениться
Перешли на поясницу,- круговое разминание поясницы спины
в области поясницы.
• Чуть нагнувшись, ровно дышим
Тянемся как можно выше- нагнуться, руки внизу
- потянуться
• Потянулись, потянулись.
Встали все и улыбнулись!- поднявшись на носочки, руки вверх
- основная стойка.
Самомассаж мышц лица:
• 1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
• 2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.
• 3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
• 4. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
• 5. «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
• 6. «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
• 7. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
• 8. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
• 9. «Расческа» - поглаживание губ зубами.
• 10. «Молоточек» - постукивание губ зубами.
• 11. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
• 12. «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
• 13. «Нарисуем три дорожки» - движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
• 14. «Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам.
• 15. «Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
• 16. «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами: «чух – чух - чух».
• 17. «Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.
• 18. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.
• 19. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж языка
• 1. Поглаживание языка губами.
• 2. Пошлепывание языка губами.
• 3. Поглаживание языка зубами.
• 4. Покусывание языка зубами.
Пальчиковая гимнастика
«ВОЛШЕБНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
• Цель игры: формирование звукового анализа слов, развитие мелкой моторики.
• Ход игры: ребенок из разноцветных прищепок составляет схему слова к картинкам и прикрепляет прищепки к карточкам.
«НИТКОПИСЬ»
• Оборудование: «планшеты» из бархатной бумаги и картона, нитки.
• Цель: развитие мелкой моторики.
• Ход игры: логопед произносит звуки, дети «печатают» их на «планшете» с помощью ниток.
МАНКОТЕРАПИЯ
«Щепотка»
Берем «щепотку» манки и на чистом подносе делаем маленькие звездочки. Суть данного упражнения заключается в том, что ребенок расслабляет и напрягает, расслабляет и напрягает мышцы пальцев. Упражнение очень хорошо срабатывает для гиперактивных детей.
«Пересыпание»- ложкой в контейнеры
«Найди игрушку (картинку)»
«Кулачок»
«Делаем дырочки»- Насыпаем на поднос манку тонким слоем, берем коктельную трубочку делаем дырочки в манке, дуя в трубочку.
«Остров сокровищ»
Игры с манкой улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают аккуратность, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений, глазомер, фантазию, мышление.
МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Кубик настроения
Повтори эмоцию
Эмоциональные физминутки
СУ ДЖОК терапия
Массаж ладоней и пальчиков рук шариком Су-Джок
Для создания интереса детей, упражнения с «колючим» шариком лучше проводить в игровой форме, с использованием, различных сказок, например с представляемой сказкой «Маленький Ёжик»
Катится колючий Ёжик,
нет ни головы, ни ножек.
По ладошкам он бежит,
и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(прокатывание шарика между ладонями)
Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь
(катать шарик круговыми движениями по ладони и ловить на столе подушечками пальцев).
Биоэнергопластика в логопедии – это соединение движений артикуляционного аппарата с движением рук. Выполняя артикуляционное упражнение, ребёнок сопровождает его движением одной или обеих рук. При этом развивается координация движений мелкой моторики пальцев, память, произвольное внимание. Эффективность исправления дефектов звуков возрастает в 2 раза, т. к. работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности.
• Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
• Колечко»
• Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д. ; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
• «Кулак-ребро-ладонь»
• Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
• «Лезгинка»
• Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).
• «Лягушка»
• Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
• «Замок»
• Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
• «Ухо –нос»
• Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
• «Симметрические рисунки»
• Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т. д. (20-30 сек.)
Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников
• Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).
• • Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);
• • Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).
• • Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в игре при исполнении ребенком речитатива или песни с движением).
• • Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания. • Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).