Ирина Михайловна Юхманова
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах его жизнедеятельности. Они порождают необходимость воспитания новой личности, духовно и интеллектуально развитой.
Проблема творчества является одной из тех, которые возникают при использовании самых различных сфер человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, политической, хозяйственной и других, там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Способность к творчеству присуща только человеку. Оно предполагает наличие субъекта-творца деятельности, который стремится самостоятельно, создать нечто новое, оригинальное.
Публикация «Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценности ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.)
В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности в том числе: в изобразительной, в художественно-речевой, в музыкальной.
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.
Проблеме детского творчества посвящены работы отечественных и зарубежных ученых Л. С. Выготского, П. И. Пидкасистого.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т. д.
Слайд 4.
Конструирование, как вид деятельности, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер.
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
ФГОС подчёркивают необходимость обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии.
Одной из новых развивающих технологий в образовательном процессе является технология – ЛЕГО, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной.
Лего-конструирование – это современная технология, которая позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, познавательной; воспитание личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
Разработками методики формирования конструктивно игровой деятельности при помощи конструктора Лего занимались ученые : Е. В. Фешина, Т. В. Лусс. Исследователи: З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Ф. Фребель - рассматривали детское конструирование как деятельность, в процессе которой развивается и сам ребенок, а также предлагали разные формы организации обучения.
Слайд 5.
Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Подчеркивая социальную значимость, игрушек и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представление об окружающем, Г. В. Плеханов и Б. П. Никитин в тоже время отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Подобные игрушки создают детей-потребителей, а не детей-творцов. Чего нельзя сказать об игрушках-конструкторах. Ведь даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит, создает предметы, мири жизнь. Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивают воображение, способность предвидеть результат своих действий.
Слайд 6.
Учитывая выше сказанное, я перед собой поставила цель - развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструктора Лего.
На основе данной цели были определены следующие задачи:
• Способствовать развитию интереса к Лего-конструированию;
• Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения схем;
• Способствовать развитию навыков конструирования по образцу, схеме, замыслу, условиям, собственным чертежам. ;
• Способствовать развитию творческой активности, воображение, желание творить;
• Воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения.
• Повысить уровень педагогической компетенции родителей в области Лего-конструирования.
Слайд 7.
Для реализации цели я определила этапы работы:
• Подготовительный
• Основной
• Итогово – обобщающий
В подготовительном этапе работы я определила следующие задачи:
• Проанализировать научно – методическую литературу, постановка цели и задач.
• Провести педагогические наблюдения, диагностику детей на начало года.
• Выбрать формы и методы взаимодействия с детьми, разработка тематического плана занятий на год.
• Разработка плана самообразования.
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей дошкольников.
• Консультирование родителей.
Слайд 8.
Для отслеживания эффективности использования Лего-конструирования как средства развития творческих способностей детей на начало и конец учебного года проводилась диагностика–обследование возможностей детей, эмоционального личностного отношения к данной деятельности. Для этого были отобраны критерии и определены параметры по уровням развития конструктивной деятельности. Для определения творческих способностей детей была использована методика Е. Туник, субтест «Эскизы», отслеживающий оригинальность изображений. Диагностику решила проводить в форме наблюдения за свободной игрой детей с конструктором ЛЕГО.
1. Эмоциональное состояние ребенка перед работой.
А) испытывает радость
Б) не проявляет эмоции
В) проявляет негативные эмоции
2. Включение в конструктивно - игровую деятельность.
А) активно приступает к деятельности
Б) требуется эмоциональная поддержка к началу действия со стороны педагога
В) требуется дополнительная мотивация со стороны педагога
3. Наличие технических навыков
А) четкие, самостоятельные действия с деталями
Б) требуется незначительная помощь педагога
В) требуется помощь педагога
4. Особенности выполнения работы.
А) Сосредоточенность на выполнении задания
Б) Отвлечения редкие, самостоятельно
возвращается к постройке
В) требуется дополнительная мотивация со стороны педагога
5. Достижение результата.
А) самостоятельное изготовление постройки
Б) испытывал трудности
В) требовалась дополнительная помощь педагога
6. Поведение в конце работы с конструктором.
А) смог организовать коллективную игру с постройкой
Б) организовал самостоятельную игру
В) играть постройкой не стал
Слайд 9.
Как показали результаты диагностики конструктивно - игровой деятельности детей с ЛЕГО-конструктором на начало учебного года, лишь 20 % детей от общего количества в группе испытывало радость от игры с конструктором, большинство детей (70%) не проявляли никакие эмоции к конструктору Лего, а 10 % детей относились к нему негативно.
Наблюдения также показали, что на занятиях и в самостоятельной деятельности только 20 % детей активно приступали к работе с конструктором, 30 % детей требовалась эмоциональная поддержка к началу действия со стороны воспитателя, а 50 % детей требовалась дополнительная мотивация со стороны педагога.
Наблюдения показали, что технические навыки конструирования у детей были сформированы частично, только у 20 % детей наблюдались четкие, самостоятельные действия с деталями, 40% требовалась незначительная помощь со стороны воспитателя, а 60 % могли конструировать только с помощью воспитателя.
При выполнении работы только 20% детей конструировали сосредоточенно, 40 % детей отвлекались от работы, но самостоятельно возвращались к постройке. а 50 % от общего числа детей требовалась дополнительная мотивация со стороны воспитателя, чтобы ребенок продолжил работу.
Для достижения результата работы только 10 % детей смогли выполнить постройку самостоятельно, 40 % детей испытывали трудности, а 50 % детей требовалась помощь со стороны воспитателя для завершения работы.
После завершения работы только 10 % детей смогли организовать коллективную игру с постройкой, 30 % играли самостоятельно, а 60 % детей вообще не играли с постройкой.
Слайд 10.
Мною был разработан тематический план занятий с использованием конструктора Лего на год.
1 Знакомство с конструктором. Знакомство с деталями Лего. Игровая деятельность с конструктором.
2 Исследователи кирпичиков Продолжение знакомства с Лего. Форма, и размер деталей. Варианты скреплений.
3 Путешествие по Лего-стране. Виды крепежа. Исследование цвета. Конструирование на свободную тему.
4 Транспортное моделирование Беседы о видах и назначении транспорта. Колёса, колёсная ось (правила сборки). Построение транспорта по схемам.
Конструирование по замыслу. Игры с моделями транспорта.
5 В мире животных Беседа о диких и домашних животных. Конструирование моделей
животных. Игры с моделями животных.
Слайд 11
6 Устойчивость конструкций Наблюдение над устойчивостью конструкций.
Построение башни. Понятие равновесия. Лестница.
7 Здания Построение зданий по схемам. Конструирование по замыслу.
Старинные замки. Игры с моделями зданий.
8 Скоро в школу Беседа о буквах и цифрах.
Конструирование цифр и букв по схемам. Игры с моделями
(составление слов, задач)
9 Растения Беседа о растениях разных стран.
Конструирование моделей растений. Игры с моделями растений.
10 Улица полна неожиданностей Конструирование по образцу
11 Неизвестная планета (коллективная работа) Конструирование по замыслу
Слайд 12.
Основные принципы использования LEGO – технологий:
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Слайд 13.
Занятие проводится по алгоритму, состоит из двух частей: каждая
часть решает конкретные задачи, объединенные одной общей целью
1- я часть: Моделирование логических отношений.
Цель - развитие элементов логического мышления.
Задачи:
•совершенствование навыков классификации. (Д/и «Разложи по цвету, по форме»)
•активизация памяти и внимания. («Д/и «Какой детали не стало?», ««Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей)
•обучение анализу логических закономерностей. («Найди такую же постройку, как на карточке»)
•закрепление навыков ориентирования в пространстве. («Построй с закрытыми глазами»)
2-я часть: Моделирование объектов реального мира.
Цель – развитие способности детей к наглядному моделированию.
Задачи:
•Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части.
•Обучение планированию процесса создания собственной модели.
•Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу.
•Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога.
•Активизация работы мелкой моторики рук.
Слайд 14.
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего — к частям — к общему.
Слайд 15.
Конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.
Слайд 16.
Конструирование по замыслу или по теме обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Детям предлагают тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.
Слайд 17, 18.
На данном этапе создаются условия для развития у детей образного мышления, познавательных способностей. Сначала идет обучение детей построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам.
Слайд 19.
Согласно требованиям ФГОС ДО в группе должны быть созданы условия и образовательная среда, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Таким образом, групповое пространство было поделено на 3 зоны: рабочая зона (преимущественно для продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, спокойная зона (преимущественно для спокойной деятельности, расположен уголок конструирования, конструктор Лего, активная зона (зона, связанная с активным движением детей, возведением крупных игровых построек).
Слайд 20.
Для уголка конструирования изготовила карточки-схемы по основным темам.
Слайд 21.
на основе ЛЕГО – конструирования осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие;
Лего позволяет : создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
• Познавательное развитие;
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Количество и счет (формирование представлений о числе и количестве).
«Волшебная лесенка» (Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз. Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.)
«Классики» (расставь цифры в правильном порядке или вставь пропущенные цифры и т. д.)
Лего – мозаика «Цифры» (собери цифру по образцу, собери цифру по памяти, закончи цифру и т. д.)
Развитие пространственной ориентировки.
Основные понятия: Вверх, вниз, справа, слева.
Величина (развитие представлений о величине).
Сравнение величины построек.
Развитие представлений о форме.
Конструирование построек разных форм.
• Речевое развитие
Лего-конструирование развивает и речевые навыки : дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
• Художественно-эстетическое развитие
При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Также конструктор можно использовать для изучения цветов и закрепления. Например, «Игра «цветные домики (гаражи, заборчики и т. д.)»
Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в лего - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.
• Физическое развитие
Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Проведение физической культуры с использованием лего – деталей.
ходьба/бег змейкой между деталями конструктора
челночный бег
удержание равновесия
упражнения на развитие координации движений
упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.
Слайд 22.
По итогам года были организованы выставки детских построек и оформлен альбом с работами.
Слайд 23.
II.Основной этап.
Совместная деятельность с детьми, родителями.
• Беседы по теме, игровые ситуации, просмотр презентаций, дидактические игры, конструирование, рассматривание иллюстраций.
• Индивидуальная работа.
• Организация выставки детских построек из Лего-конструктора, оформление альбома с фотографиями работ.
• Сотрудничество с семьё й: родительские собрания, консультации, проведение открытого занятия.
Слайд 24.
С целью повысить педагогическую компетентность родителей в области Лего-технологий было проведено консультирование по теме «Лего-конструктор – игра для развития детей», а также состоялось открытое занятие, на котором были продемонстрированы формы работы с конструктором Лего.
Слайд 25.
III. Итогово - обобщающий этап
• Педагогические наблюдения, проведение итоговой диагностики, выводы
• Распространение педагогического опыта.
Слайд 26.
С целью распространения педагогического опыта мною были размещены методические разработки (конспект занятия, консультация для родителей) на профессиональных сайтах для воспитателей: maam.ru, dohcolonoc.ru.
Принимала участие в профессиональных конкурсах в номинациях «Лучшая методическая разработка», «Лучший конспект», «Лучшая развивающая среда» и награждена дипломами 1 и 2 места.
Слайд 27, 28, 29.
В конце учебного года была проведена повторная диагностика конструктивно - игровой деятельности ребенка с ЛЕГО-конструктором, которая показала следующие результаты:
1. Изменилось эмоциональное состояние детей перед работой:
На 40% увеличилось количество детей, испытывающих радость перед работой с конструктором Лего;
На 30% уменьшилось количество детей, которые не проявляли эмоций перед работой с конструктором Лего;
В группе не осталось ни одного ребенка, который испытывал бы негативные эмоции перед работой с конструктором Лего.
2. Изменились показатели включенности детей в конструктивно-игровую деятельность:
На 50% увеличилось количество детей, активно приступающих к деятельности;
Не изменилось количество детей, которым требуется эмоциональная поддержка к началу действия со стороны педагога;
На 30 % уменьшилось количество детей, которым требуется дополнительная мотивация со стороны педагога.
3. Изменились показатели наличия технических навыков:
На 30% увеличилось количество детей, у которых наблюдаются четкие, самостоятельные действия с деталями;
На 10% уменьшилось количество детей, которым требуется незначительная помощь педагога;
На 40% уменьшилось количество детей, которым требуется помощь педагога.
4. Изменились показатели выполнения работы:
На 20 % увеличилось количество детей, которые сосредоточенно выполняют задания;
На 10 % уменьшилось количество детей, которые отвлекаются редко, самостоятельно возвращаются к постройке;
На 30 % уменьшилось количество детей, которым требуется дополнительная мотивация со стороны педагога.
5. Изменились показатели достижения результата:
На 30 % увеличилось количество детей, которые самостоятельно изготавливают постройки;
На 10 % уменьшилось количество детей, которые испытывают трудности;
На 20 % уменьшилось количество детей, которым требуется дополнительная помощь педагога.
6. Изменилось поведение в конце работы с конструктором:
На 30 % увеличилось количество детей, которые могут организовать коллективную игру с постройкой;
На 20 % увеличилось количество детей, которые могут организовать самостоятельную игру;
На 50 % уменьшилось количество детей, которые не стали играть постройкой.
Слайд 30.
Выводы:
• В результате работы повысился интерес детей к Лего-конструированию.
• Развиты умения ориентироваться в схемам построек.
• Развиты навыки конструирования по образцу, схемам, замыслу, условиям, по собственным чертежам.
• Повысилась степень творческой активности детей, развито воображение и желание создавать постройки из конструктора Лего.
• Сформированы коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
• Повысилась педагогическая компетентность родителей в области Лего-конструирования.