Ольга Ситникова
Конспект ОД «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ц]-[Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта ОД с детьми старшей группы
«Звуковая культура речи :
дифференциация звуков ц – ч.
Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».
(развитие речи)
Возрастная группа: старшая.
Воспитатель: Ситникова Ольга Николаевна.
Образовательная область: развитие речи.
Публикация «Конспект ОД „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ц]-[Ч], Чтение стихотворения Дж, Ривза „Шумный Ба-бах“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Тема ООД: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц – ч.
Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».
Цель: Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).
Задачи:
- Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц.
- Определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).
- Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.
Планируемые результаты: дети умеют различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц-ч. Умеют определять место звука в слове. У детей развивается фонематический слух.
Организация пространства: картинки с изображением цыплёнка и ножниц, мяч, предметные картинки.
Подготовительная работа: разучивание чистоговорок, стихов, потешек. Словесно – дидактические игры: «Дополни предложение», «Подскажи словечко», «Придумай слово с заданным звуком», «Кто позвал?», «Кто как кричит?».
Технология изучения указанной темы
№ Этап занятия Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей Время
1 Психологический настрой Воспитатель стоит в центре группы, обращается к детям с просьбой построиться перед ней полукругом.
Воспитатель спрашивает: «Какое время года? Как мы рады весне?
- Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.
- Ветерок весенний дует, веет, к нам в окно влетел конвертик. Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.
- весна (дети показывают радость).
Дети выполняют движения.
1 мин
2 Мотивационно - оринтировачный - Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!
Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).
- Что изображено на картинках?
- Давайте вспомним, как режут ножницы?
- А как зовём цыплят?
- Какие первые звуки в этих словах?
- Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?
- Ножницы и цыплёнок.
- Чик, чик, чик. (С имитацией движения)
- Цып, цып, цып. (С имитацией движения).
- В слове чик – первый звук ч
- В слове цып – первый звук ц.
- ц и ч 1 мин
3 Поисковый - Вы хотите сегодня, что то узнать об этих звуках?
- Что вы хотите знать о звуках ч – ц? - Да
- Сделать гимнастику для языка и губ.
-Как их правильно произносить эти звуки.
- Узнать больше слов с этими звуками.
- Поиграть со звуками и словами.
- Прочитать стихотворение. 1 мин
4 Практический - В начале мы сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
1) Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
- Давайте произнесём звук Ч.
- А теперь произнесем звук Ц.
- Как расположены губы и язык, когда мы произносим звуки Ц – Ч.
- А сейчас поиграем в игру «Эхо» (Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса).
Воспитатель: белая овца
флаг из кумача ча-ча-ча
ох как горячо чо-чо-чо
мы ели огурцы цы-цы-цы
у меня ключи чи-чи-чи
румянец на лице це-це-це
я гулять хочу чу-чу-чу.
- Звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог дает детям задание: услышав звук ц, надо поднять одну ногу, как цапля, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков. Слова: чашка, цапля, очки, огурец циновка, скрипач, одуванчик, поцелуй.
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Подари подарок». Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением предметов. Которые необходимо подарить цапле или чайке. (распределение по наличию звука ч или ц). – Кому ты подаришь свой подарок? - Почему ты решил подарить чайке (цапле? - В какой части слова располагается звук?
- А теперь давайте немножко отдохнем. (физкультминутка)
Видишь бабочка летает.
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать!
За день, за два и за месяц…
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла!
- Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький» (с мячом)
Птица – птичка
Заяц – зайчик
Лисица – лисичка
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Яйцо – яичко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Пуговица – пуговичка
Огурец – огуречик
Страница – страничка
Птенец – птенчик
Перец – перчик
Овца – овечка
- Давайте проверим, кто из вас знает больше слов, на звуки ч- ц. (словесная игра «Назови словечко»). За каждое правильное слово получите фишку, а в конце посчитаем у кого будет больше фишек, и он будет победителем.
- Посчитайте сколько у вас фишек.
-У кого больше всех фишек?
- Давайте похлопаем нашему победителю!
- Сейчас я хочу вас познакомить с новым стихотворение - загадка ДЖ. Ривза «Шумный Ба – бах».
- А вам необходимо внимательно послушать и найти слова со звуками ц – ч.
- Понравилось вам стихотворение?
- Какие слова со звуками ч – ц, вы нашли в этом стихотворении?
- Кто такой Ба – бах?
- Как вы думаете кто Тук – тук?
- Кто же прыгнул в чащу?
- Почему звери сидят тихо?
Дети выполняют упражнения.
(Упражнение выполняется 5 - 6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)
Дети хором и по очереди произносят звуки.
- При произнесении [ч ]кончик языка всегда в верхнем положении, а губы вытянуты в трубочку, а при звуке [ц] кончик языка в нижнем положении, и губы — в улыбке.
Дети повторяют последний слог 3 раза
Дети выполняют задание.
Дети выбирают по картинке и дарят черепахе или цапле, объясняя свой выбор. Определяют позицию звука в слове.
Машет руками крылышками
Считают пальчики
Хлопают в ладоши
Прыгают на месте
Шагают на месте
Хлопают в ладоши
Машут руками-крылышками
Считают пальчики
Дети выстраиваются в круг.
Дети преобразовывают слова с помощью суффикса – ЧК.
Дети по очереди произносят слова и
получают фишки.
Произносят количество своих фишек.
Дети хлопают в ладоши.
Дети внимательно слушают стихотворение.
-Да
- Очень, цок – цок, чащу, чик – чирушка.
- Охотник.
- Дятел.
- Заяц.
- Чтобы их не заметил охотник.
15 мин
5 Рефлексивно - оценочный - К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы сегодня делали на занятии?
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Что вам понравилось на занятии?
Последующая работа: после занятия предложить детям словесные и дидактические игра по развитию речи.
-играли, прочитали стихотворение.
- Ц – Ч.
Дети отвечают, какая часть занятия им больше понравилась и почему. 3 мин