Марина Маркова
«Звук [Щ]». Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Речевое развитие
Области интеграции:
Социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие
Используемые педагогические технологии:
• проблемно-игровые
• информационно-коммуникационные
Здоровьесберегающие технологии:
• игровая физкультминутка
Цель образовательной деятельности: воспитание звуковой культуры речи
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с правильной артикуляцией звука Щ
Публикация «„Звук [Щ]“, Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• закреплять правильное произношение звука Щ в речи детей
• упражнять детей в произношении и запоминании чистоговорок и рифмовок
• активизировать словарный запас детей
• закреплять навыки детей делать аппликацию
Развивающие:
• развивать артикуляционную моторику
• развивать фонематический слух детей
• развивать умение детей отгадывать загадки
• развивать творческое воображение, зрительное восприятие, произвольное внимание
• развивать координацию детей
Воспитательные:
• воспитывать отзывчивость, взаимовыручку, желание прийти на помощь
• воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его
Материал:
Игрушечные щенок, лодка и дедушка, вертушки, клей, тарелочки, салфетки, заготовки для аппликации.
Раздаточный материал:
Вырезанные квадраты, треугольники и круги для аппликации «Будка», клей, салфетки
Формы организации детей:
Коллективная, индивидуальная
Длительность: 20 минут
Ход деятельности:
Сюжет-завязка: воспитатель предлагает детям помочь потерявшемуся щенку найти дорогу к маме и папе
Ход занятия:
1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности Воспитатель собирает детей вокруг себя, создает атмосферу группового доверия, потом предлагает сесть на стульчики
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель предлагает детям прослушать четверостишие и определить, какое слово там повторяется чаще всего, и на какой звук оно начинается, сопровождая показом слайдов:
Я вам быстро перечислю :
Что я каждой щёткой чищу;
Этой щёткой чищу зубы, (слайд)
Этой щёткой башмаки, (слайд)
Этой щёткой чищу брюки, (слайд)
Все три щётки мне нужны. (слайд)
Воспитатель спрашивает у детей, как называются щетки: для зуб – зубная, для обуви обувная, для одежды, платья – платяная, и сообщает, что сегодня они все вместе поговорят о звуке «щ»
2. Планирование деятельности Появляется игрушечный щенок, который грустно здоровается с детьми
Воспитатель предлагает развеселить щенка, рассказав про него стишки и показывая слайды
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке
Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока
Щенок все равно остается грустным, потому что он потерял своих маму и папу, которые уехали к пограничникам защищать страну, и просить детей помочь ему найти дорогу домой, а для этого нужно выполнить задания
3. Действия На экране появляется слайд с изображением Веселого язычка, проводится артикуляционная гимнастика
Отправились Веселый язычок и щенок в путь. По дороге они улыбались, складывали губы трубочкой, улыбались (и т. д.)
И тут на них налетел сильный ветер (воздушная струя) (слайд)
А дорога то поднималась вверх, то опускалась вниз (упражнение «Качели») (слайд)
И вышли они на гладкий-гладкий берег (упражнение «Блинчик») (слайд)
Длинной-предлинной реки (упражнение «Иголочка»)
Устали щенок с язычком, на бережок сели, (слайд) выпить чаю захотели, язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем (упражнение «Чашечка»)
Чтобы лучше отдохнуть. Нужно все варенье с губ слизнуть («Вкусное варенье»)
Воспитатель спрашивает еще раз, с какого звука начинается слово «щенок»
Щенку нужно перебраться на другой берег реки, чтобы попасть к пограничникам. Его может перевезти дедушка на лодке, но для этого щенок с детьми выполняет задания.
Сначала щенок должен показать, какой он сильный и ловкий.
Проводится физкультминутка
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Задание на внимательность
Воспитатель называет слова со звуком щ и без него, сопровождая каждое слово изображением: Щенок, щетка, машина, чаща, стакан, щека, ящик, плащ, мышка, пес, жук, ящерица, щука, блюдце, щит
Потом щенок рассказывает о себе чистоговорки со звуком «щ»
Ща-ща-ща, я гуляю без плаща
Щи-щи-щи, мама мне сварила щи
Щу-щу-щу, маму с папой я ищу
Щё-щё-щё, косточку хочу еще
Ащ-ащ-ащ, мне не нужен теплый плащ
Отгадывание загадок. Отгадки – слова со звуком «щ»
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи,
По ботинкам пробежит,
И ботинки станут чище
(Щетка)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней
Ухватил за хвост, но – ах!-
Удрала, а хвост в руках.
(Ящерица)
Хвостом виляет,
Зубаста, но не лает
Полосатая злодейка
Пескаря съест и уклейку
«Ухвачу-ка, проглочу-ка!»,
Щелкает зубами…. (Щука)
Я как зонт не промокаю
От дождя вас защищаю
И от ветра вас укрою
Ну, так что же я такое?
(Плащ)
Этот маленький комок
В дом несется со всех ног
Нос наморщил и чихнул,
Папе щеку он лизнул,
Лает громко, как звонок,
Это маленький ….(Щенок)
Дедушка говорит, что его задания выполнили, отвозит щенка пограничникам. (слайд)
Аппликация «Будка»
Оказавшись на новом месте, щенок просит детей сделать для него и родителей новые будки. Для этого необходимо на лист картона наклеить квадрат, треугольник, на квадрат - круг
4. Результат деятельности и рефлексия (оценка) Дети дарят щенку выполненные будки
Щенок благодарит детей за оказанную помощь, прощается с ними.
Воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им играть вместе с щенком, хвалит за старательность и оказанную помощь.