Саида Нурова
«Знакомство детей с органами артикуляции». Конспект логопедического занятия
Конспект
«Знакомство детей с органами артикуляции»
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции.
Задачи:
1) Коррекционно – образовательные:
• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;
Публикация «„Знакомство детей с органами артикуляции“, Конспект логопедического занятия» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
• Ознакомление детей с понятием «звуки речи»
2) Коррекционно – развивающие:
• Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»;
• Развивать координацию движений через физминутку;
3) Коррекционно – воспитательные:
• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;
• Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: дидактическое пособие «Клоун Язычок», предназначенное для анализа артикуляции звуков.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, давайте сначала познакомимся. меня зовут… я учитель-логопед. Я буду вам кидать мяч, а вы зазывать свое имя.
Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие.
А теперь посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы)
Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках).
Изобразите злую Бабу ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям?
А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?
2. Сообщение темы. Развитие слухового внимания.
Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится «Игра молчанка».
Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?
Человека окружает множество звуков.
Игра «Узнай по звукам» (на столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа). Эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это неречевые звуки.
Чем вы слушали? (Ушами).
Уши- это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).
3. Знакомство с термином речевой звук.
Игра «Звукоподражания».
Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку, кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана).
Можно ли считать это речью?
Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.
А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.
А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.
Для чего речь нужна человеку?
Речь необходима для того, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.
4. Знакомство с органами артикуляции.
Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.
Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.
В домике этом
Красные звери,
Рядом с дверями-
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки
В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами) :
Первая дверь это губы, вторая- зубы.
Произнеси звук (п). Этот звук произносим губами.
Произнесите звук (л). Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.
Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д)-здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с).
5. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения.
Для этого к нам в гости пришел гость. И зовут его ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧЕК. Он очень любит путешествовать. И я вам сейчас расскажу сказку какязычек отправился в путешествие. (сказка про язычек в зоопарке)
Давайте немного отдохнем, встали
6. Физминутка.
Мы – листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-
вправо);
На веточках сидели (присесть, взмахивая руками;)
Дунул ветерок –(встать, взмах руками вперед);
И мы полетели. (легкие взмахи руками);
Летели, летели. (легкие взмахи руками);
И на землю тихо сели. (медленно присесть).
7. Дыхательная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию. Спинка прямая, вдох через нос, плавный, медленный выдох через нос («Дуем на листочки»).
Итог: Ребята, что мы делали сегодня на занятии? Вам понравилось занятие? Какие задания вам показались интересными? Какое задание было самым трудным? Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы.