Большакова Дина Викторовна
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР «Звуки [З] — [З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки «з» - «зь».
Цель: 1. Закрепить характеристику звуков «з» - «зь».
2. Закрепить правильное произношение звуков «з» - «зь» в слогах, словах, предложениях.
3. Дифференциация звуков «з» - «зь».
4. Развивать фонематическое восприятие, внимание.
5. Звуко – слоговой анализ слова зима.
6. Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
7. Развивать мимику лица.
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Оборудование: предметные картинки, мяч, кассы букв, наборы схем для индивидуальной работы, корона Зимы.
Ход коррекционно – развивающей образовательной деятельности.
I. Оргмомент.
( Имитация зимних развлечений: игра в снежки, ходьба на лыжах, катание на коньках.)
- Угадайте, что я делаю?
(Дети повторяют движения за логопедом.)
Психогимнастика.
- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите, как вы огорчились.
- Вы боитесь съезжать с горы. Покажите, как вам страшно.
- Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно.
- Завьюжило, стало холодно – мы недовольны вьюгой.
(Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.)
II. Развитие голоса.
Упражнение «Вьюга».
Дети на выдохе произносят звук «у-у-у» с постепенным усилением и понижением голоса.
III. Постановка цели занятия.
– Сегодня мы будем повторять звуки. А какие вы сейчас сами догадаетесь.
- Отгадайте загадку:
* * *
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
_ Вокруг себя повернусь - в зиму превращусь. (Логопед надевает на себя корону Зимы.)
- Вы рады мне?
- Сегодня будем повторять самые любимые мои звуки.
- Какой первый звук в слове зима? («зь»)
- Какой первый звук в слове запорошила? («з»)
IV. Уточнение характеристики звуков «з» - «зь».
- Произнесите звук «з». Дайте ему характеристику.
- Произнесите звук «зь». Дайте ему характеристику.
- Чем различаются эти звуки? (звук «з» - твёрдый, звук «зь» - мягкий.)
- Что общего у этих звуков? (согласные, звонкие, долгие, свистящие, на письме обозначаются одной и той же буквой Зз)
V. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков «з» - «зь».
1. Игра «Эхо».
Логопед произносит слог с твёрдым звуком «з», а дети наоборот с мягким звуком «зь».
за – зя, зо – зё, зу – зю и т. п.
2. Игра «Угадай-ка!»
(Дети берут фишки синего и зелёного цвета)
- Определите, какой звук «з», или «зь» в слове, поднимите нужную фишку.
(логопед называет слова : заяц, зимушка, закружить, зимородок, зимующие, заморозить, позёмка, морозы, замёрзнуть)
VI. Физминутка.
1. Игра с мячом.
- Про всё то, что я буду называть, вы будете говорить зимний, зимняя, зимнее или зимние.
(Логопед каждому из детей по очереди бросает мяч, произносит: день, шапка, сапоги, вечер, каникулы, пальто, шарф, праздник, развлечения…Дети согласуют существительные с прилагательным зимний (-яя; -ее; -ие).
2. Игра «Исправь ошибку!»
- Присядьте, если услышите ошибку. Исправьте её.
Зимний ночь. Зимняя праздник. Зимние каникулы. Зимний пальто. Зимние игры…
VII. Работа с кассами букв, наборами схем. Анализ – синтез слова зима.
- Какой буквой мы обозначаем звуки «з» - «зь» на письме? (буквой Зз)
- На что похожа буква Зз?
- Найдите букву Зз в кассах букв.
- Чем различаются понятия звук и буква? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим, пишем и читаем.)
Выкладывание из букв слова зима. Составление звуко - слоговой схемы.
- Сколько слогов в слове зима? Докажите. (2 слога, потому что в этом слове 2 гласных звука (и, а). Правило: сколько в слове гласных – столько и слогов.)
- Сколько букв в слове зима? (звуков)
- Сколько твёрдых согласных звуков? (мягких) Назовите их.
- Дайте полную характеристику 1-му звуку в слове зима. (Звук «зь» -согласный, долгий, свистящий, звонкий, мягкий.)
VIII. Работа над предложением.
1. Игра «Раз-два-три!»
(У каждого из детей на столе предметная картинка, в названии которой слышится звук «з» или «зь».)
- Определите твёрдый звук «з» или мягкий звук «зь» в вашем слове, место звука в слове. Придумайте предложение с этим словом.
2. На наборное полотно выставляется ряд предметных картинок, в названии которых есть звук «з» или «зь».
- Найдите картинку, в названии которой звук «з» в начале слова и придумайте предложение с этим словом. (звук «зь» в середине слова; звук «з» в середине слова)
IХ. Итог.
Зима благодарит детей за хорошую работу на занятии.
-Чем мы занимались на занятии?
- Какие звуки мы повторяли на занятии?