Богачева Елизавета
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми ОНР подготовительной группы «Знакомство со звуками [К] и [К’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство со звуками [К] и [К’].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить со звуками [к] - [к’]; уточнить артикуляцию звука; учить различать эти звуки на слух и в произношении; определять позицию звуков в словах; закрепить умение делить слова на слоги; формировать навыки звукового анализа.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематическое восприятие и фонематический анализ; формировать зрительное восприятие, мелкую моторику; обогащать и активизировать словарь; совершенствовать координацию речи и движений.
Коррекционно-воспитательные:
Темочки:
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, чувство коллективизма; воспитывать навыки самоконтроля за собственной речью, организованность в работе.
Оборудование: компьютер, магнитная доска, магниты, колокольчик, 2 мешочка, части карты, задания, оформленные в свиток, 2 шкатулки, 2 подноса, вырезанная ракушка, игрушки (кружка, книга, кольцо, компас; кит, кисточка, кешью); звуковая и слоговая линейки, изображения (маяк, кот, пакеты, кеды, фонарики (6 штук: 3 синего цвета, 3 зеленого, сундучки (по количеству детей, прищепки и маленькие квадратики зеленого, синего и красного цветов; карточки с заданием, зеленые и синие карандаши;
Ход занятия.
I. Оргмомент. (на эмоциональный настрой)
-Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
И похлопаем в ладошки.
И покружимся немножко.
(Пока кружатся, незаметно включить видео)
II. Мотивация
- Ребята, нам звонят по видеосвязи. Ответим?
На экране изображение говорящего пирата.
-Йо-хо-хо и бочка компота! Приветствую вас, ребята. Надеюсь, вы меня узнали? Кто я? (Капитан Крюк) Времени мало, перейду сразу к делу! Капитан Синяя Борода распустил мою команду и украл карту сокровищ. Мне удалось достать подсказки, по которым можно найти карту, но один я не справлюсь! Прошу вашей помощи!
- Мы поможем Капитану Крюку? А что нам нужно сделать для этого? (Стать его командой) А какая должна быть настоящая команда? (Дружная, смелая, ловкая).
- Отлично! Ребята, части карты находятся в сундуке, который будет открываться после каждого выполненного задания. Что ж, не будем терять время. Первая подсказка, которую удалось достать Капитану Крюку.
«Если вы хотите вернуть карту, то первую подсказку вы найдете, узнав, какие вещи в этом мешке».
- Предлагаю вынуть из мешка по одному предмету и назвать его (кружка, книга, кольцо, компас).
III. Характеристика и артикуляция звуков.
- Какой звук вы услышали в начале этих слов (Звук «К»).
- Хорошо! Давайте все вместе произнесем звук «К». К-к-к. Подумайте и скажите, какой это звук? (Звук «К» согласный.)
- Почему звук «К» согласный? (Звук «К» согласный, потому что встречает преграду). Какую преграду встречает звук «К»? (Язык). Ребята, действительно, когда мы произносим звук «К», спинка языка стучит глубоко во рту по небу, а язык находится за нижними зубами.
- А теперь прислоните ладонь к горлу и еще раз произнесите звук! У тебя в горлышке, Алиса, звенит? (Нет, не звенит).
- Значит, звук «К» какой? (Звук «К» -глухой).Саша, ты согласен? Повтори.
- Правильно.
-Что еще можно сказать про звук «К»(Звук «К» твердый).
- Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки? (Твердые звуки мы обозначаем синим цветом)
-Давайте вместе произнесем. (Звук «К» -звучит твердо).
-Правильно! Ребята, кто еще раз расскажет про звук «К» ?
- Звук «К» согласный (потому что встречает преграду, глухой (в горлышке не звенит, твердый и поэтому обозначается синим цветом!.
- Ребята, теперь нужно узнать, какие предметы в этом мешочке. (Кит, кисточка, кешью) Ребята, а какой звук мы слышим в начале этих слов? (Звук «Кь») Правильно. Кто поможет мне рассказать про этот звук?
- Звук «Кь» согласный (потому что встречает преграду, глухой (в горлышке не звенит, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
-Вот мы и выполнили первое задание Капитана Крюка. И получаем часть карты. Миша, прикрепи ее на доску.
IV. Развитие фонематического слуха (игра «Охотник»)
-Ребята, новое послание от Капитана Крюка. «Следующую часть карты можно получить, только доказав свою внимательность. Поохотимся?»
Ребята, охотиться придется на звуки «К» и «Кь». Будем их ловить, хлопая в ладоши. Я буду называть разные звуки, но как только вы услышите звук «К»-хлопаете 1 раз, а как только услышите звук «Кь»-хлопаете 2 раза.
-Молодцы, справились. Вторая часть карты наша! Ярослав, прикрепи ее, пожалуйста.
V. Определение места звука в слове и деление слов на слоги.
- А сейчас, пожалуйста, пройдите на свои места. Ребята, карта еще не собрана. У нас новая подсказка от Капитана Крюка. «Для следующего задания вам необходимо определить место звука в слове и разделить слова на слоги.» Ребята, приготовьте рыбку и слоговую линейку. Сейчас мы будем определять место звука «К» или «КЬ» в словах, используя прищепки за столами, а у доски фонарики нужного цвета, и посчитаем сколько слогов в заданном слове. Слова (маяк, кот, пакеты, кеды).
- Пока один выполняет задание у доски, остальные делают его самостоятельно.
Бери карточку и назови, что на ней изображено. (На карточке изображены пакеты. В слове «пакеты» три слога, звук «КЬ» мягкий, находится в середине слова).
- Проверьте себя, у всех так выполнено?
- Ребята, молодцы все справились. Уберите в сторону слоговую линейку и рыбку и спрячьте прищепки в сундучки.
VI. Физминутка «Море».
-А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаем с мест.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Брызги пены, шум прибоя, (Дети создают «брызги» с помощью пальцев)
А над морем мы с тобою! (Потянуться вверх)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе. (Ладони сложить и «вилять» ими из стороны в сторону)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками)
VII. Звуковой анализ.
-Сегодня мы говорили о согласных звуках «К» и «КЬ», вспомнили обозначение согласных звуков. А какие звуки мы с вами еще знаем? (Гласные звуки). Давайте вспомним квадратиком какого цвета мы обозначаем гласные звуки– (квадратиком красного цвета). Сейчас я буду называть слоги, а вы на столе выложите квадратики соответствующего цвета. Например, «КА». Какого цвета квадратики вы выложите? (Синий и красный). (Слоги КИ, КУ) (Названный ребенок называет какого цвета квадратики он выложил).
- Ребята, вы хорошо потрудились. Уберите квадратики в сундучки. Третья часть карты заслуженно наша.
VIII. Работа с карточками (самостоятельно).
- Ребята, осталась последняя подсказка от Капитана Крюка. «Карта почти у вас. Но прежде выполните задания на карточках, которое приготовили мои помощники.» Ребята, возьмите карточки. О каких помощниках идет речь? (Пират в синей бандане и пират в зеленой). А еще помимо них есть другие картинки. Данил, назови, пожалуйста. Наша задача - определить какой звук стоит в начале слов «К» или «Кь» и «раздать» эти картинки пиратам.
Если в начале слова твердый «К», кому отдадим эту картинку? (Пирату в синей бандане). А если мягкий? (Пирату в зеленой бандане). Делаем самостоятельно.
-Кто скажет, какие картинки у пирата в синей бандане?
-А какие картинки получил пират в зеленой бандане?
-Молодцы.
Вот и последняя часть карты у нас! Все части карты собраны.
IX. Итог.
Пока мы помогали Капитану Крюку, с какими звуками мы сегодня познакомились?
- Мы сегодня познакомились со звуками «К» и «Кь».
- Что общего между этими звуками?
- Оба звука согласные и глухие.
-А чем же они отличаются?
-Звук «К» твердый, а звук «Кь» мягкий.
-Ребята, мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, активными и внимательными, выполняя все задания! Капитан Крюк благодарит вас за помощь и предлагает отправиться в путешествие по этой карте на поиски сокровищ. Но перед тем как проделать долгий путь, предлагаю немного отдохнуть.