Анна Украинская
Фрагмент ООД с детьми старшей группы в форме квест-игры «Заколдованная страна Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Фрагмент организованной образовательной деятельности с детьми старшей группе в форме квест-игры
по логико – математическому развитию детей
с использованием технологии Марии Монтессори
Тема: «Заколдованная страна Математики»
Публикация «Фрагмент ООД с детьми старшей группы в форме квест-игры „Заколдованная страна Математики“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Квесты-игры по математике (ФЭМП)
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: продолжать формировать элементарные математические представления в совместной деятельности, используя элементы технологии Марии Монтессори, обобщить и систематизировать знания детей в области математики.
Задачи:
Продолжать учить навыкам вычислительной деятельности; представлению о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости, умение с помощью переливания определять, какой сосуд больше по объему, а какой меньше.
Закреплять умение считать прямым и обратным счетом в пределах десяти, знания о геометрических фигурах, соседи числа, состав числа из двух меньших.
Закрепить навыки работы с шершавыми цифрами, осуществлять подготовку руки к написанию цифр; развивать способность различать цифры визуально и на ощупь.
Формировать навыки самостоятельной работы.
Развивать у детей логическое мышление, умение работать командами, видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов, ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант, решать логические задачи.
Воспитывать у детей интерес к математике, отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю, чувство взаимопомощи, взаимоконтроль, наблюдательность.
Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, использование элементов технологии Марии Монтессори, технических средств.
Материалы и оборудование : письмо Королевы Математики, карта, шершавые цифры, материал для дидактических игр «Мороженое в стаканчике», «Рыбалка», геометрики по количеству детей, цветные резинки, два сосуда с голубой и розовой водой, два одинаковых стакана, фишки черного и белого цвета, две кастрюли, губки, мисочки, презентация-тренажер, листы с заданием, карандаши по количеству детей, медали.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «величина», «мерка», цифрами от 1 до 10, ориентировка на листе бумаги, работа с шершавыми цифрами, решение примеров и задач.
Подготовка воспитателя:
Проработала литературу
- Типовую образовательную программу дошкольного образования «Растим личность». Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В.
- «Методические рекомендации по организации математического развития дошкольников в детском саду». Авторы (составители) : Егорова Людмила Анатольевна, старший воспитатель МДОУ №20 «Ясли-сад №20 города Кировское», специалист І категории; Гузенко Майя Михайловна, заведующий МДОУ «Ясли-сад №20 города Кировское»
- авторскую программу «Сенсорное и логико-математическое развитие дошкольников с Марией Монтессори». Авторы (составители) : Егорова Людмила Анатольевна, старший воспитатель МДОУ «Калинка», Фролова Дарья Петровна воспитатель МДОУ «Калинка».
Планируемый результат:
- сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность;
- умение считать в прямом и обратном порядке;
- имеют представления о геометрических фигурах;
- знают дни недели;
- умеют ориентироваться в пространстве;
- проявляют интерес к математике;
- дети проявляют отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; чувство взаимопомощи, взаимоконтроля;
- умеют наблюдать;
- различают геометрические фигуры и классифицируют их по признакам;
- дети взаимодействуют друг с другом;
- понимают поставленную задачу и выполняют её самостоятельно.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Ход занятия
І. Вводная часть
1.1. Мотивация детей на предстоящую деятельность.
Круг Монтессори
Воспитатель: Станем рядышком по кругу,
Скажем здравствуйте друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется
Доброе утро!
1.2. Создание проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо. Пишет нам Королева Математики.
«Напал на нас Волшебник зла,
В темницу заточил меня.
За шестью замками,
За шестью дверями,
Чтобы двери те открыть,
Злого волшебника нужно победить,
Мою страну и меня освободить»
Воспитатель: Ребята, как мы сможем помочь Королеве Математики? (освободить от злого колдуна, открыть темницу, достать ключи)
Воспитатель: Тогда нам нужно попасть в заколдованную страну Математики и выполнить все задания, которые будут встречаться на нашем пути.
Воспитатель: Но, чтобы добраться до Королевства, нам нужно пройти полосу препятствий по карте Королевы Математики, т. е. выполнить все задания и получить за правильное их выполнение ключи. Вы готовы?
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на карту. (Рассматривание карты детьми и воспитателем). Сначала мы должны пройти «Город вопросов и ответов», затем попасть в «Город цифр и чисел», затем «Город примеров», «Город геометрических фигур», «Город Измерений» и попасть в последний шестой город «Клеточный город».
Воспитатель: Задания понятны. Тогда отправляемся в путь!
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья!
Мы сейчас пойдём направо, а потом пойдём налево
В центр дружно соберёмся и обратно все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём, путешествовать начнём
2. Основная часть
1. Разминка игра «Вопрос-ответ».
Воспитатель: Вот ребята и первый город страны Математики. Он называется «Город вопросов и ответов». И первое наше задание: игра «Вопрос-ответ». Отвечаем четко, не выкрикивая, поднимая руку.
Вопросы:
1. Сколько дней в неделе;
2. Назови геометрические фигуры;
3. Сколько времен года;
4. Сколько месяцев в году;
5. По сколько месяцев в каждом времени года;
6. Сколько пальцев на одной руке;
7. Сколько углов у квадрата.
8. Сколько лап у двух котят.
9. Сколько ушей у двух мышей.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием справились и получаете первый ключик от первой двери.
2. Работа с шершавыми цифрами, состав числа.
Воспитатель: Мы попали с вами в город, где живут цифры и числа, а вот и задание, которое нам нужно выполнить, чтобы получить ключи. Садитесь за столы, перед вами лежат таблички с цифрами, вам нужно закрыть глаза, перевернуть табличку с цифрой и наощупь сказать, что это за цифра. Задание вам понятно? Начнем. Кто уже справился, поднимите руку. А теперь откройте глазки и посмотрите, верно ли вы назвали цифры.
Воспитатель: В этом городе живут еще сладкоежки, они поссорились и не могут поделить, кому какой шарик из мороженного достанется. Давайте им поможем. Выбирайте, понравившийся рожок, и наполните его шариками из мороженого согласно цифре, указанной на рожке. (работа детей)
Воспитатель: Вот вы справились и со вторым заданием. И получаете второй ключ. Вперед за следующим!
3. Решение примеров
Воспитатель: Ребята мы попали с вами в город примеров. На столах перед вами лежат два конверта. Давайте представим с вами, что мы рыбаки. Разделитесь на две команды, будем ловить рыбу. Кто поймает, положит ее в то ведро, на котором изображена цифра, получившаяся при решении примера на вашей рыбке. Будьте внимательны.
Воспитатель: Капитаны, проверьте, правильно ли решены примеры в другой команде (дети полностью должны проговаривать пример и называть ответ). Молодцы! Вы справились с третьим заданием и получаете 3 ключ.
Воспитатель: а теперь мы немного отдохнем, а затем продолжим наш путь.
Физминутка
Мы считали и устали
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали, (Хлопки в ладоши под счет)
Раз, два, три. Ножками потопали, (Шаги ногами на месте)
Раз, два, три. Сели, встали, встали, сели, (Приседания)
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем (Повороты туловища. Ходьба на месте).
И опять считать начнем.
4. Работа с геометриками
Воспитатель: Мы добрались до города, где живут геометрические фигуры, нам нужно отгадать загадки про геометрические фигуры, которые живут в этом городе, а вот ответы на загадки вы должны выложить на геометриках. (дети на геометриках с помощью разноцветных резинок выкладывают отгадку)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Три вершины, три угла,
Три сторонки – Кто же я? (Треугольник)
Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать? (Ромб)
Воспитатель: Молодцы! Мы получаем четвертый ключ.
5. Измерение жидкости с помощью переливания из сосуда в сосуд
На столах стоят два сосуда с водой, два одинаковых стакана, фишки черного и белого цвета, две кастрюли, губки, тазики, если пролили воду.
Воспитатель: Мы попали с вами в город, где живет Водяной (на экране появляется Водяной). В его городе случилась беда, волшебник зла высушил все реки и озера. Надо помочь Водяному достать воду. А помочь в беде может только волшебная вода. Посмотрите в сосудах вода разного цвета. Какого цвета вода в первом сосуде? (голубого). А во втором? (розового).
Воспитатель: Нам нужен тот сосуд, в котором воды больше, чтобы Водяному хватило её. Поэтому очень важно не ошибиться. Только как же нам измерить, в каком сосуде воды больше? (Дети высказывают свое мнение, как это можно сделать. Показываю опытным путем непригодность некоторых способов - на глаз сравнить нельзя, так как сосуды не прозрачные, узкое горлышко и ничего не видно, на вес сосуды одинаковые).
Воспитатель: Ребята, нам надо измерить жидкость условной меркой. А чем можно измерить воду (стаканом, чашкой ложкой).
Воспитатель: Мы будем измерять воду стаканом, переливая стакан с водой в кастрюльки. Переливайте аккуратно, чтобы не разлить воду. Затем нам надо сравнить результаты измерения.
Воспитатель: разделитесь на две команды. Одна команда будет измерять жидкость голубого цвета, вторая – розового цвета. Но прежде напомните мне правило измерения. (Измерять нужно одной и той же меркой; всегда наливать полную мерку (стакан, отложить фишку только тогда, когда перельешь воду в другую емкость).
Воспитатель: команда, которая будет измерять жидкость голубого цвета, откладывает фишки белого цвета, а команда, которая будет измерять жидкость розового цвета - фишки черного цвета. И так, начнем. (Проводятся измерения, воспитатель следит за выполнением правила измерений, предлагает, в случае если кто-то разлил воду, собрать ее губкой)
Воспитатель: Сколько фишек отложила команда, измерившая жидкость голубого цвета? (5 фишек белого цвета).
Сколько фишек отложила команда, измерившая жидкость розового цвета? (3 фишки черного цвета).
Так сколько стаканов воды в сосуде с голубой водой? (5).
А сколько стаканов воды в сосуде с розовой водой? (3).
Какого цвета воды больше?
На сколько стаканов воды голубого цвета больше, чем воды розового цвета? (на 2 стакана больше).
Воспитатель: Правильно, так какую воду мы отдадим Водяному, чтобы спасти его царство? (воду голубого цвета).
Давайте перельем голубую воду с помощью воронки обратно в сосуд для Водяного. Молодцы! И за это задание мы получает от Водяного пятый ключ.
6. Ориентировка на листе бумаги.
Воспитатель: Вот мы и добрались до последнего города в «Клеточный город».
Перед вами лежат листочки. На них изображены точки с цифрами, вам нужно правильно соединить точки от 1 до 9 и узнать, что же у вас получилось (дети выполняют задание).
Воспитатель: Посмотрите, что у вас получилось? Да это же наш последний ключ. Посчитайте, сколько у нас ключей. У нас есть все шесть ключей, и мы теперь сможем освободить Королеву Математики. (на экране появляется Королева математики)
Королева Математики. Здравствуйте ребята! Спасибо вам, что пришли на помощь. Вы правильно выполняли все задания, помогли освободить мою страну от злого волшебника, поэтому я хочу подарить вам подарки, но, чтобы их получить вы должны решить мои задачки
7. Решение задач с помощью презентации-тренажера.
Королева Математики. Молодцы, справились с заданием, и я вам вручаю медали «Лучший математик».
Воспитатель: Спасибо вам большое за вознаграждения. Были рады вам помочь. А нам пора возвращаться.
Королева Математики : Буду очень рада видеть вас снова у себя в гостях. До свидания.
3. Заключительная часть
1. Рефлексия
Воспитатель: Давайте закроем глаза, дадим им немного отдохнуть (зрительная релаксация) и произнесё м волшебные слова: «Раз, два, три – обратно в детский сад попади»
Воспитатель: Вам понравилось путешествие? Какое задание было для вас самым сложным? (спрашивает у нескольких детей).