Людмила Панкова
Возможности графического редактора Tux Paint для развития эмоциональной сферы в мультипликационном творчестве
▼ Скачать + Заказать документы
Мультипликация в образовательном процессе – это универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Имеет широкий спектр возможностей для развития творческого потенциала ребенка, его познавательной деятельности, социальной и эмоционально-волевой сферы, формирования научно-технической ориентации дошкольников.
Темочки:
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Поэтому, в условиях Дошкольного учреждения действует мастерская «Мультстудия», на её площадке дети создают и презентуют собственные значимые и осмысленные проекты – мультфильмы.
Работа по созданию мультфильма осуществляется в соответствии следующего алгоритма действий:
1. Выбор произведения или придумывание сюжета.
2. Выбор анимационной техники, выполнение раскадровки.
3. Изготовление персонажей, декораций.
4. Съёмка, озвучивание и монтаж мультфильма.
Один из важных этапов создания мультипликационного фильма – это раскадровка. Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с детьми, приучает их видеть сюжет целиком, планировать свои действия при съёмке, выбирать наиболее эффективный способ подачи материала. Из раскадровки можно понять, как будут выглядеть сцены в мультфильме, их последовательность, расположение основных предметов на фоне, и также, расположение персонажей относительно фона.
Оказывается, не все дети заинтересованы в ее выполнении: процесс рисования повторяющихся сцен не столь увлекателен. В связи с этим встал вопрос о том, какие средства использовать? Которые будут увлекательны и доступны для ребенка, чтобы процесс этот проходил без принуждения.
Проанализировав графический редактор Tux Paint, увидели его возможности в применении для раскадровки. Tux Paint – это свободная программа для рисования. Легкий в освоении интерфейс. Есть возможность сохранить рисунок, распечатать его на принтере, просмотреть слайд-шоу готовых рисунков.
Например, для создания раскадровки сказки с детьми «Цветок для мамы», к графическому редактору Tux Paint добавили в «Штампы» следующие инструменты:
- папки: с героями сказки, избушками, предметами мебели, деревьями, цветами, и другими предметами.
А в «Фоны» вставили картинки полян.
Для определенного эпизода сказки ребенок выбирает фон, декорации к нему, и подбирает героев сказки согласно сценарию.
На основе таких раскадровок детям легко создавать мультфильмы.
Когда Федеральный институт современного образования задал направление инновационной деятельности, как «Развитие социального и эмоционального интеллекта», задумались о том, что создавая и «оживляя» героев мультфильма, дети должны определять и передавать настроения персонажей и переживания, стоящие за ними. Дошкольники часто затрудняются в понимании эмоций, чувств своих и других людей. Поэтому, поставили задачу погрузить их в мир эмоций, используя «Мультстудию», получить эмоциональный отклик у детей, научить их выражать, понимать, управлять и распознавать эмоции у окружающих и у себя.
Эмоциональное состояние героя в мультфильме выражается в мимике, жестах, позе, голосом, также правильно подобранным фоном и декорациями. Герой мультфильма это не статическая поза или выражение лица. Как научить детей оживлять героев? Как показать в мультфильме их переживания, настроение: грусть, радость, страх и др. ?
Для этого снова использовались возможности графического редактора Tux Paint, чтобы научить детей изображать эмоциональное состояние героя и впоследствии переносить на героев мультфильмов.
На основе «Штампов» графического редактора созданы несколько игр:
Например: «Нарисуй эмоцию» – ребенку называется эмоция, и он отображает ее на лице с помощью глаз, бровей, рта. Или «Путаница», в которой художник перепутал штампы эмоций.
«Подбери пару» – ребенку предлагается набор картинок героев из мультфильма с разными эмоциями. Ребенок находит и соединяет героев с одинаковыми эмоциями или, наоборот, с противоположными. Это позволяет научить детей изображать героев мультфильмов в разных настроениях.
Игра «Подбери и назови». Ребенку предлагаются картинки с ситуациями. Он подбирает к ним схематические изображения эмоций – пиктограммы.
И ряд других игр, таких как, «Фантазеры», «Четвертый лишний», «Угадай эмоцию» помогают ребенку понимать и распознавать эмоциональное состояние человека через мимику. Редактор хорош тем, что в нем предлагается ряд инструментов. Например, «Кисточка». Так, ребенок может дорисовать все что желает, например, эмоцию грусти героя дополняет слезами, инструмент «Магия» позволяет подобрать разные фоны и наполнить их соответствующими декорациями.
Как было уже сказано выше, настроение героя определяется также правильно подобранным фоном и декорациями к нему.
Например, мультфильм «Цветик-семицветик». Как с помощью штампов, используя один и тот же фон можно показать эмоциональное состояние мальчика : грустный мальчик (сидит на скамейке) – облака хмурые, пасмурная погода; и вот происходит чудо: веселый мальчик (встал на ноги) – хмурые облака меняем на солнце, голубое небо, цветы вокруг, салют, воздушные шарики (и все это с помощью штампов редактора).
Так же преображены сцены мультфильма «Аленький цветочек».
Или, герои мультфильма «Сокровища Царя Морского» отправляются на поиски клада с уверенностью (и это видно на слайде, что скоро станут их обладателем. Но появляется Царь Морской и фон уверенности, спокойствия изменяется.
Так, подобраны папки с различными фонами, которые отображают разное настроение: например, природные явления (гром, дождь, радуга, ветер, и т. д.) (дождь может быть грибной, теплый, с радугой под которым герой мультфильма может бегать, прыгать по лужам, смеяться, веселиться; и дождь может быть с грозой, с черными тучами, который вызывает страх, желание укрыться; с фонами места действия (луг, лес, город, изба, парк, планеты, тридевятое царство и много другого). Фоны могут быть использованы готовые или преображены с помощью инструментов и штампов, в зависимости от эмоционального состояния героя мультфильма. Например, луг в нескольких настроениях, лес, дополненный деревьями разного характера.
Рисунки, созданные в графическом редакторе, распечатываются на принтере и используются в мультфильме как фоны, декорации.
Таким образом, Tux Paint позволяет мультфильм сделать ярким, эффектным, с эмоционально-выраженными героями, а процесс создания интересным и увлекательным.
Литература
1. Муродходжаева Н. С., Пунчик В. Н., Амочаева И. В. Образовательный модуль «Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР» : учеб. -метод. пособие / Под общ. ред. Н. С. Муродходжаевой. – М. : БИНОМ; Лаб. знаний, 2019. – 207 с.
2. Создание рисунков в программе Tux Paint /сост. А. Ю. Колодяжина; ред. Е. Л. Журавлева. – Иркутск: Изд. Иркут. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2018 – 16 с. – (Клуб компьютерной графики «КомпPaint»).
3. https://tuxpaint.org/