Екатерина Алчинова
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости понимания своих и чужих чувств, умения сопереживать людям, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из к5онфликтов. Эмоции есть механизм, реализующий сопричастность ребенка специфически человеческому миру, формирующий базовую экзистенциальную потребность – потребность в другом человеке, образующий своеобразную «мелодию жизни» ребенка. Часто эта «мелодия» характеризуется подавленностью, настороженностью, недоверием, снижением настроения, что затрудняет приобщение ребенка к культуре человеческих отношений.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Общение взрослых с ребенком-дошкольником порой сводится к трансляции когнитивных образов, наряду с режимными требованиями: соблюдение ритма сна – бодрствования, питания, прогулок и др., что само по себе не обогащает эмоциональную сферу, а скорее, ставит под сомнение «базовое доверие к миру» (Э. Эриксон, поскольку не предполагает инициативы ребенка. Ребенок познает мир отчужденно, неличностно, собственный внутренний мир остается закрытым для него.
Адекватное проживание кризиса трех лет происходит при таком развитии эмоциональной сферы, когда строится особый артифициалистского типа вид причастности к миру, в результате чего у ребенка возникает специфическая детская картина мира и свого места в нем. Вместе с тем необходимо отметить, что такая причастность стихийна и неустойчива, поэтому требуется специальная воспитательная работа по обогащению эмоционального общения взрослого с ребенком, помогающая ощутить радость бытия, полноту жизни, согласие с миром и самим собой. Такая воспитательная работа основывается на использовании различных форм искусств и, в частности, изобразительной деятельности. В ходе такой деятельности возникает эмоционально выраженная потребность в эстетическом самоощущении, ребенок становится сопричастен к миру как целому, он чувствует себя творцом.
Педагогические условия, развивающие эмоциональную сферу в ходе изобразительной деятельности :
1. Совместное переживание удовольствия воспитателя и детей в ходе изобразительной деятельности.
2. Обучение передаче эмоциональной выразительности изобразительных образов.
3. Обучение выражению эмоциональных состояний человека в изобразительных образах.
Первое педагогическое условие опирается на тезис, что деятельность ребенка – дошкольника должна быть желанной и радостной (В. В. Давыдов). Иначе говоря, действенно – экспрессивная форма переживаний является исходной формой человеческих эмоций. Как известно, в процессе рисования достижение сенсомоторной координации (рука-глаз) сопровождается интенсивным удовольствием: «радость появления нового бытия, отделяющегося от ребенка» (В. В. Зеньковский).
Необходимо помогать детям «дружить с карандашом», узнавать его свойства, учить технике держания карандаша, давать первичную ориентацию в мире цвета, форм, линий; поддерживать любые проявления активности: проведение простой линии, рисование кружка или какой – либор цветовой гаммы; самим принимать участие в рисовании, предлагая различные образцы. Все это создает атмосферу свободного творчества, ощущение успеха («Я могу сам»). Взрослые и дети переживают радость от рисования, заражаются эмоциональной энергией, у детей возникает эмоциональная сопричастность к человеческому миру.
Второе педагогическое условие опосредуется явлениями детского анимизма (стремление наделить неодушевленной душой, эмоциями, чувствами и т. д.) и способствует проявлению предметных эмоций. В ходе рисования дети на эмоционально-чувственном уровне пытаются изображать какой-либо предмет, наделяя его эмоцией («веселая линия», «грустная линия», «веселый цыпленок», «важный цыпленок» и т. д., что позволяет сопереживать изображаемым образам, как живым существам, дает возможность детям рассказывать с помощью рисунка о своих чувствах.
Третье педагогическое условие помогает детям понять собственно человеческие эмоции : различать и дифференцировать эмоциональные состояния, узнавать мимические и пантомимические проявления эмоций. Сначала дети рассматривают лица и части тела друг друга (глаза, нос, рот, волосы, уши, руки, ноги, туловище). Затем детям показывают лицо и фигуру человека с такими эмоциональными состояниями, как радость, печаль, страх, спокойствие. После этого дети пытаются изобразить в рисунке эти эмоции.
Соблюдение этих педагогических требований способствует тому, что изобразительная деятельность развивает эмоциональную сферу детей. В процессе такой деятельности создается эмоциональная ориентация ребенка на сверстников, у детей развивается способность к сопереживанию, они учатся «читать» человеческие чувства и лучше понимать себя.
Литература: Шик С. В. Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка четвертого года жизни // Психолог в детском саду, 2005, № 1, с. 94-98.