Мурмель Олеся
Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель - дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности. Целью работы учителя-дефектолога является создание условий для развития и адаптации ребё нка в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Публикация «Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Роль в развитии познавательных интересов учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка, развивает основные психические процессы, т. к. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: восприятие, мышление, память, внимание, речь. Познавательная активность проявляется в отношении ребёнка к содержанию и процессу обучения, в стремлении овладеть знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Особенностью проведения коррекционно-развивающих занятий для повышения познавательной активности является использование дефектологом специальных приемов и методов, игр и упражнений, способствующих активизации познавательной сферы, с помощью которых можно изучаемую тему донести интересно и увлекательно.
Основные направления коррекционной работы, реализуемые учителем-дефектологом :
- развитие речи,
- ознакомление с окружающим миром,
- развитие элементарных математических представление,
В процессе занятий решаются следующие задачи: пополнение и активизация словарного запаса; обучение навыкам связного диалогического высказывания; активизация речевых высказываний детей на занятиях и в игровой деятельности, уточнения значений слов, расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенка знакомят с основами безопасности жизни, экологических знаний, сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др., познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.).
Занятия, которые проводятся с детьми, выстраиваются в игровой форме. На занятиях предполагается подгрупповая и индивидуальная формы организации детей. Дидактические игры и игровые упражнения подбираются соответственно возрасту детей, уровню их развития, теме занятии. В ходе этих игр и упражнений решаются такие задачи как: развитие внимания, развитие умения анализировать, сравнивать, развитие слухового восприятия, развитие фонематического слуха, развитие тактильно-двигательного восприятия и др. А также задача развития и поддержания детского интереса к занятиям. Например, для создания положительного эмоционального настроя и объединения детей на занятии используются психологические упражнения «Доброе животное», «Приветствие», «Отражение в зеркале», «Клубочек».
Этапы каждого занятия логически вытекают друг из друга, постепенно усложняются от занятия к занятию и решают общую проблему развития познавательного интереса у детей с ОВЗ.
Таким образом у детей на дефектологических занятиях
улучшаются коммуникативные навыки;
речь более внятная, естественная, эмоциональная;
использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации;
улучшается динамика развития связной речи.
То есть развивается познавательная активность, т. к получают элементарные представления на моих занятиях.
В связи с этим видна роль дефектолога, который может предупредить последующие нарушения в развитии, максимально компенсируя отклоняющее развитие, ведь если у ребёнка не сформированы, математических представлений или нет элементарных знаний об окружающем мире, он будет отставать в учебном процессе. Поэтому роль учителя – дефектолога состоит в развитии и формировании навыков, представлений, желании познавать что-то новое, ориентироваться в своих знаниях в дальнейшем.