Семёнова Людмила Георгиевна
Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования, а также требованиями нового ФГОС. Сегодня особую популярность обретают образовательные системы, в которых педагоги создают условия для развития личности самого ребёнка.
Публикация «Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Познавательная активность является чрезвычайно важным в организации образовательной деятельности в дошкольном возрасте, имеет довольно яркую эмоциональную окраску, проявляется интерес к наблюдениям, описаниям, впечатлениям.
Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности.
Познавательная активность (интерес) — это один из сильно действующих мотивов в человеческой деятельности. Интерес к приобретению знаний формируется у дошкольников только при условии определенной организации педагогом процесса воспитания и развития ребёнка. Воспитателю необходимо обращать внимание на закономерности развития познавательных интересов дошкольников и общие закономерности психического развития ребенка.
Ребенок дошкольного возраста постоянный экспериментатор, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Активность и познавательный интерес ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала.
Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии в группе предметно-пространственной развивающей среды.
Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развить и реализовать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние.
Центр «Познавательное развитие».
В своей группе «Центр познавательное развитие» расположила вблизи источника естественного света (окна) - осуществляется сменяемость материала по мере изучения, подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления.
- подобрала предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать - предусмотрены задания различной степени сложности. Созданы условия для самостоятельной работы.
«Центр» организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Мною были сделаны различные дидактические пособия:
Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).
Лото, домино в картинках.
Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
Мелкая и крупная геометрическая мозаика.
Развивающими элементами служат скрепки, бельевые прищепки, бусы, шнуровки.
Наборы разрезных и парных картинок (из 6-10 частей).
Игры для интеллектуального развития разнообразной тематики и содержания. Наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:
Бытовая техника
Посуда
Центр детского творчества
Целью создания данного центра является формирование творческого потенциала дошкольников. Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах творческой деятельности, детям доступны материалы, позволяющие изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании. Параллельно с центром детского творчества функционирует «Наш вернисаж» - место обобщения результатов детского творческого труда, здесь имеется прекрасная возможность для организации выставок рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и в содружестве с родителями.
Центр «Сенсорного развития»
Центр оборудован привлекательными и яркими предметами: мозаикой, вкладышами-формами, наборами картинок для группировки, коробочками с разными мелкими предметами. Действия с материалом данного центра способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.
Для формирования у детей интереса к исследовательской работе, и формирования у них представлений об окружающем мире в группе я создала научный центр «Исследования и науки». Маленькие почемучки проводят несложные опыты и учатся делать новые открытия.
С детьми проводили опыты со снегом, с водой «Тонет не тоне» (пластмасс, камень, бруски, с мыльной водой, также проводили опыты, делали воду сладкую, соленую, белую (крахмал). Рассматривали разновидности бумаг.
Задачи центра: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Центр физкультуры
В центре размещено физкультурное оборудование: кегли, флажки, ленты, дуги, гимнастические палки, резиновые и набивные мячи, массажные коврики, которые создают благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей и формирования положительных эмоций.
Центр сюжетно-ролевой игры.
В этом центре множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности.
Задачи центра: развивать игровой опыт каждого ребенка; воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры; соблюдать в игре определенные правила; развивать творческое воображение, фантазию; закреплять в игре примеры социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Центр «ПДД»
В данном центре имеется большой арсенал транспорта – от пассажирского до грузового и специального. Макет с изображением улиц и построек дает возможность для развертывания сюжетов и вовлечения в игру большого количества участников. Мною были сделаны дидактические игры: «Назови транспорт», «Разложи правильно светофор», «Сложи пазлы различного транспорта», также сделан лэпбук по ПДД.
Создавая развивающую среду, я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.
В процессе организации работы, по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе особое внимание уделяю созданию условий для развития познавательного интереса. Для этого все центры пополняю яркими, полифункциональными атрибутами, которые могут быть использованы детьми в различных видах игр и детских занятиях.
Правильно организованная предметно-развивающая среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребенка, стимулирует общение, познавательные процессы. Любознательность способствует развитию таких качеств как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Мне очень нравится придумывать и изготавливать для детей что-то интересное, необычное, чтобы ещё больше заинтересовать их. Каждый раз, когда я знакомлю детей с новым нестандартным пособием, они так радуются, что ещё больше стимулирует меня на изготовление чего-то интересного. В процессе изготовления, у меня появляется множество идей многофункционального использования этого оборудования. Дети тоже с удовольствием находят множество вариантов его использования и применения, как на основе приобретенных знаний и умений, так и проявляют свое творчество. Иногда я нахожу новое применение уже давно изготовленному пособию.
К изготовлению пособий и оборудования своими руками, мною предъявляются следующие требования: в первую очередь любое оборудование должно быть безопасным, эстетичным, ярким, удобным в применении, многофункциональным. Надеюсь, что созданные мною пособия помогут в развитии познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста.