Мария Митрачкова
Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда дошкольной образовательной организации.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Публикация «Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»;
• развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет возрастных особенностей детей;
• развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.
Результаты коррекционной работы зависят от многих факторов, и немаловажным условием успешной коррекции нарушений детей, является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в кабинете учителя-дефектолога, учителя-логопеда дошкольного учреждения.
Таким образом, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в кабинете учителя-дефектолога, учителя-логопеда должны обеспечивать:
• игровую, познавательную активность детей, целенаправленную предметно-практическую деятельность с соответствующими требованиям материалами;
• двигательную активность - проведение физкультурных минуток, специальных упражнений, в том числе развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
• эмоциональное благополучие детей при взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
Принципы построения коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда:
доступность: материал для свободной и совместной деятельности педагога и дошкольников размещен на открытых полках;
системность: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедической группы с перечнем пособий, оборудования и методической литературы;
интеграция: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (в соответствии с СанПиНом, наглядный, раздаточный дидактический материал и игры подобраны в соответствии со специальными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
мобильность: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;
вариативность: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);
эстетичность: мебель, наглядно – методические пособия, игры выполнены из современных, ярких материалов, эстетически оформлены в едином стиле.
Краткое описание кабинета
Общая площадь – 12 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 6 рабочих мест для занятий детьми.
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми от 2 до 7 лет.
Основные направления работы, проводимой в кабинете учителя-дефектолога, учителя-логопеда:
психолого-педагогическое, логопедическое обследование;
составление индивидуальных-адаптированных программ для детей с ОВЗ и ТНР;
проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий;
консультирование педагогов и родителей;
ведение документации.
Помещение кабинета условно поделено на зоны.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения
Оборудована открытой книжной полкой и содержит следующие разделы:
- документация учителя-дефектолога, учителя-логопеда (Паспорт кабинета, Рабочие программы, АОПы (адаптированные образовательные программы для каждого ребенка, тетради, папки для домашних заданий детям и др.);
- материалы для проведения психолого-педагогической диагностики детей;
- дидактические материалы (пособия, игры, наглядность) для проведения коррекционных занятий с детьми по направлениям:
сенсорное развитие: цвет, форма, величина;
формирование элементарных математических представлений (разнообразный объемный и плоскостной счетный материал, цифры, картинки, числовые карточки и др. ;
конструирование (из деталей объемного настольного конструктора, из геометрических фигур, из палочек, из веревочек);
развитие мелкой моторики («Сухой бассейн», мячики-массажеры, шнуровки, вертушки, мозаика и др.);
формирование графических навыков (трафареты, простые, цветные карандаши, фломастеры и др.);
ознакомление с окружающим миром и развитие речи (предметные, сюжетные, разрезные картинки по всем лексическим темам, дидактические игры для развития лексико-грамматического строя речи и формирования связной речи детей.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения
Оборудована закрытым книжным шкафом и содержит следующие разделы:
- материалы для обследования речи детей;
- методическая литература по коррекции звукопроизношения;
- учебно - методическая литература, пособия, дидактические игры по обучению грамоте и первоначальному обучению письму;
- физкультминутки «Речь с движением» по всем лексическим темам;
- дидактические игры для развития фонематического слуха и формирования правильного целенаправленного выдоха;
- речевой материал, дидактические игры для формирования правильного звукопроизношения (постановки звуков, автоматизации их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах, скороговорках, дифференциации поставленных звуков);
- дидактический материал для первоначального обучения грамоте и письму (профилактика дислексии, дисграфии).
Зона коррекции звукопроизношения
Оборудована:
- большим зеркалом, столом, двумя стульями, двумя светодиодными светильниками;
- стерильными одноразовыми шпателями, чистыми салфетками, ватными палочками, контейнером для использованных шпателей, салфеток и др. ;
- дидактическими играми, пособиями для формирования целенаправленного выдоха;
- комплексами артикуляционной гимнастики различной степени сложности.
Учебная зона для индивидуальных и подгрупповых занятий
Оборудована: - магнитной доской с набором магнитов,
- столом «Цветок» с тремя раздвижными столешницами по размерам, соответствующим росту детей 1,2,3 (единица, двойка, тройка);
- стульями, соответствующими размером столов 1,2,3 (единица, двойка, тройка).
Зона развития мелкой моторики
Оборудована:
- сухим бассейном (деревянные мелкие предметы, игрушки – матрешки, елочки, грибочки, шарики и др.);
- различными массажерами, мячиками-эспандерами, вертушками, шнуровками и другими пособиями.
Рабочая зона учителя-дефектолога, учителя-логопеда
Оборудована:
- письменным столом;
- офисным стулом (2 шт.);
- ноутбуком и принтером.
Информационная зона учителя-дефектолога, учителя-логопеда для педагогов и родителей детей
Расположена на стенде, в уголке для родителей: в приемной группы, содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей
График работы кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда
Расположен на двери кабинета
Материально-технические условия для проведения
коррекционно-развивающих занятий
учителя-дефектолога
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- настольный конструктор
- наборы кубиков (большой-маленький)
- Коробка форм
- доски Сегена
- кубики Косса
- прогрессивные матрицы Равена
- вкладыши (форма, цвет, величина)
- геометрический материал
- образцы для конструирования из геометрического материала
- набор для конструирования из палочек с образцами
- набор для конструирования из веревочек с образцами
- мозаики
- Чудесный мешочек
- пособия для развития тактильного восприятия
- набор игрушек для развития слухового восприятия
- лото цвет-форма
- игра 4 цвета (основные цвета)
- игра «Все цвета радуги» (основные цвета и оттенки)
- игра «Домики» (основные цвета)
- игра «Домики» (основные цвета и оттенки)
- Пирамиды (3 кольца, 4 кольца, 5 колец, 6 колец, 7 колец, 8 колец)
- Матрешки (3-х, 4-х, 5-ти и 7 составные)
- дидактическая игра «Матрешки» (большой-маленький) из 5
- дидактическая игра «Большой-маленький» (из 2-х, из 3-х, 4-х)
Формирование представлений о себе и об окружающем мире
- предметные картинки по всем лексическим темам
- разрезные картинки (от 2-х и более частей, осколочные) по всем лексическим темам
- разрезные картинки на кубиках (4, 6 частей)
- сюжетные картинки по всем лексическим темам
- дидактические игры по всем лексическим темам
- набор Классификация (обобщение-исключение «4-й лишний») по всем лексическим темам
- дидактическая игра «Что сначала? Что потом?» (установление причинно-следственных связей)
- наборы картинок, связанных единым сюжетом (установление причинно-следственных связей и составление рассказа по серии сюжетных картинок) 30 комплектов от 3, 4 и более картинок в сюжете
- набор парных деревянных картинок по всем лексическим темам
Формирование элементарных математических представлений
- наборы объемного счетного материала
(матрешки, елочки, грибочки, морковки, репки, кабачки)
- набор счетного плоскостного материала
- набор картинок для счета в различной последовательности
- набор цифр 1-5, цифр 5-10 и знаков < > + - =
- счетные палочки
- счетные кубики (основные цвета)
- набор картинок для составления и решения простых задач
- полоски неравенств
Формирование игрового опыта
- игрушки для сюжетных игр
- наборы для театрализованных игр и инсценирования (пальчиковый театр, настольный театр)
- кукольная посуда, мебель
Освоение представлений социального характера и включение в систему
социальных отношений, формирование коммуникативных умений
- предметные и сюжетные картинки по всем лексическим темам
- наборы картинок (причинно-следственные связи)
- наборы для театрализованных игр и инсценирования (пальчиковый театр, настольный театр)
- игрушки для сюжетных игр
- звучащие игрушки
Развитие мелкой моторики
- сухой бассейн (развитие мелкой моторики, силы пальцев и кистей рук)
- массажеры (большие-маленькие)
- маленькие резиновые мячики
- шнуровки
- игра «Достань вертушку, покрути»
- игра «Собери бусы»
- игра «Разложи овощи-фрукты по баночкам»
- игра «Разложи мелкие предметы (морские камешки) по ячейкам»
- игра «Постирай платочки для мамы и для дочки (сыночка)»
Формирование базовых графических навыков
- разноцветные карандаши
- простые карандаши
- разноцветные мелковые и восковые карандаши
- фломастеры
- цветные ручки
- фигурные линейки, трафареты
- раскраски
- листы белой бумаги
Методическое обеспечение образовательной деятельности
учителя-дефектолога
1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учебник для вузов и ун-тов – М. : Просвещение, Владос, 1995
2. Е. А. Стребелева Е. А. Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» - М. : Просвещение, 2009
3. Забрамная С. Д., . Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» - М. : Гуманитар., изд. центр Владос, 2005
4. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Пособие для психолого-пед. комис. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.
5. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002
6. Катаева А. А., Е. А. Стребелева Дошкольная олигофренопедагогика. – М. :Просвещение, 1988
7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
8. Чумакова И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта (книга для педагога-дефектолога). – М. : Владос, 2001
9. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М. : Педагогика-Пресс, 1996
10. Маллер А. Р. Социальное воспитанире и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. : Аркти, 2000
11. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Диагностика-развитие-коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012
12. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками/Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановай. – СПб. ,2009
13. Баряева Л. Б. Математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004
14. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002
15. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М. : Просвещение, 1991
16. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей /Под ред. С. Г. Шевченко. – М. : 2001
17. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, №1
18. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. Книга 2/ Под общей ред. С. Г. Шевченко. – М. :Школьная Пресса, 2005
19. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов. – М. :Школьная Пресса, 2005
20. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (кн. для педагога-дефектолога).– М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
21. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М. : Педагогика, 1990
22. Пузанов Б. П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Б. Пузанов и др. – М. : ВЛАДОС, 2011
23. Шипицына Л. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Л. Шипицына и др. – М. : Академия, 2012
Материально-технические условия для проведения
коррекционных логопедических занятий
учителя-логопеда
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия,
внимания, памяти
- предметные картинки по всем лексическим темам
- разрезные картинки (от 2-х и более частей, осколочные) по всем лексическим темам
- разрезные картинки на кубиках (4, 6 частей)
- сюжетные картинки по всем лексическим темам
- дидактические игры по всем лексическим темам
- набор Классификация (обобщение-исключение «4-й лишний») по всем лексическим темам
- дидактическая игра «Что сначала? Что потом?» (установление причинно-следственных связей)
- наборы картинок, связанных единым сюжетом (установление причинно-следственных связей и составление рассказа по серии сюжетных картинок) 30 комплектов от 3, 4 и более картинок в сюжете
- набор парных деревянных картинок по всем лексическим темам
- наборы для театрализованных игр и инсценирования (пальчиковый театр, настольный театр)
- игрушки для сюжетных игр
- звучащие игрушки
Формирование правильного звукопроизношения
- комплексы артикуляционной гимнастики различной сложности
- речевой материал для постановки, автоматизации и дифференциации звуков
- дидактические игры для развития ФС, автоматизации поставленных звуков в словах, дифференциации звуков
Формирование мыслительных операций
- набор Классификация (обобщение-исключение «4-й лишний») по всем лексическим темам
- дидактическая игра «Что сначала? Что потом?» (установление причинно-следственных связей)
- наборы картинок, связанных единым сюжетом (установление причинно-следственных связей и составление рассказа по серии сюжетных картинок) 30 комплектов от 3, 4 и более картинок в сюжете
- наборы объемного счетного материала
(матрешки, елочки, грибочки, морковки, репки, кабачки)
- набор счетного плоскостного материала
- игра «Сосчитай и назови»
Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в
процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур
- мячи различного размера и цвета
- игрушки для сюжетных игр
- звучащие игрушки
- предметные картинки по всем лексическим темам
- игра «Дятел»
- игра «Молоточек тук-тук-тук»
Развитие импрессивной речи
- предметные и сюжетные картинки по всем лексическим темам
- речевое лото
- объемные пазлы
- парные картинки (по всем лексическим темам)
Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову
взрослого
- детское лото (обобщающие понятия)
- предметные картинки по всем лексическим темам
- дидактические игры по всем лексическим темам
- игра «Кто как кричит?»
Формирование общих речевых навыков
- игры для развития правильного выдоха (флюгеры, вертушки, мыльные пузыри, птички-свистульки, уточки в тазике, трубочки)
- игра «Послушный ветерок»
- звучащие игрушки
- игра «Тихо-громко»
- игра «Эхо»
- игра «Фокус»
Первоначальное обучение грамоте
- наглядный материал:
предметные картинки для выделения звуков из слов, определения места звука в слове;
буквы печатные – прописные;
игра «Назови букву»;
таблицы для чтения;
схемы для звуко-буквенного анализа;
фишки (красные, синие, зеленые) для звуко-буквенного анализа;
дидактические игры для профилактики дисграфии, дислексии;
схемы предложений;
картинки для составления предложений;
- раздаточный материал:
схемы для звуко-буквенного анализа;
фишки (красные, синие, зеленые) для звуко-буквенного анализа;
схемы предложений;
Букварь Н. С. Жуковой;
тетради в клетку;
тетради в косую линейку
ручки, карандаши
Методическое обеспечение образовательной деятельности
учителя-логоп
да
1. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками (учебник для высших учебных заведений) – М. : Издательский центр «Академия» 2003
2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общей ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2005
3. Федоренко Л. П., Фомичева Н. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста - М. : Просвещение, - 1984
4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи – М. : Гном и Д, 2000
5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи – М. : Просвещение, 1994
6. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду - М. : Просвещение, 1989
7. Балабанова В. П., Лалаева Р. И. Нищева Н. В., Серебрякова Н. В. и др. Диагностика нарушений речи и организация логопедической помощи в условиях ДОУ: сборник методических рекомендаций – СПб. : Детство-Пресс, 2001
8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М. : Просвещение, 1998
9. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи – М. : Просвещение, 1997
10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников – М. : Просвещение, 1990
11. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи – М. : Владос, 2005
12. Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников – М. : Гном,2002
13. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) - М. : Педагогика
14. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей - М. : Сфера,- 2007
15. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст]/Г. А. Туманова – М. : Просвещение, 1997
16. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – М. : Просвещение, 1994
17. Ткаченко Т. А. Коррекция фонематических нарушений у детей – М. : Сфера, 2005
18. Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит – СПб. : Пресс, 1997
19. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях – М. : Просвещение, 1999
20. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Владос,2008
21. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. Учебно-методическое пособие. — М. : Сфера, 2011
22. Грабенко Т. Н., Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт – Петербург, 2002