Папки-передвижки

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста (3 фото)

Богачева Анна
Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

"Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"

Современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения у детей неизбежно приводит к искаженности восприятия, его фрагментарности, замедленности, нечеткости. А это в свою очередь затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, формирование обобщающих понятий. Избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Поэтому детям с нарушением зрения, в процессе обучения требуется применение специальных методов и способов, специальной наглядности для преодоления трудностей детей в познавательно-практической деятельности.

Публикация «Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста» размещена в разделах

В решении всех этих задач большую помощь оказывает макетирование.

Макетирование я рассматриваю, как деятельность, позволяющую знакомить детей с окружающим миром, закреплять знания о нём, трансформировать полученные знания в игру, насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулировать детское творчество. Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макетирование способствует развитию речи, так как дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в процессе рассматривания и обыгрывания макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами, тренируются моторно-глазные функции, зрительное внимание и память.

Каждый мой макет посвящен определённой теме и является наглядным материалом. На нём, дети с нарушением зрения могут: более целостно воспринять изучаемые объекты, проследить взаимосвязи одних предметов с другими, изменить расположение объектов на макете, рассматривать объекты с любого ракурса, воспринимать тактильно. В ходе работы с макетом дети погружаются в тему, сразу обыгрывая её, у них формируется и удовлетворяется познавательный интерес.

Из всего вышесказанного, я определила цель и задачи моей работы.

Цель:

Активизировать познавательный интерес детей с нарушениями зрения с помощью макетов.

Задачи:

- усвоение и обогащение знаний о разных предметах и явлениях в жизни;

- формировать зрительно-пространственные представления;

- развивать зрительно-моторную координацию;

- развивать наглядно-образное и логическое мышление;

- развивать зрительное внимание и память;

- развивать сенсорную сферу;

- развивать речь;

- развивать воображение и творческую активность.

Работа по решению поставленных задач ведется по направлениям:

- с детьми;

- с родителями;

- предметно – развивающая среда.

Работа с детьми.

Работа с детьми включает следующие этапы:

1. Предварительная работа, включающая в себя обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки, чтение художественной литературы). На этом этапе собирается материал, продумывается дизайн будущего макета. Мне необходимо увлечь, заинтересовать детей, создать особую эмоциональную атмосферу, стимулирующую творческую активность дошкольников.

2. Изготовления самого макета, наполнения его предметным материалом. Дети с удовольствием помогают мне: они рисуют, вырезают, клеят. Процесс создания макета может осуществляться во время непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, во время самостоятельной детской деятельности.

3. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Я подключаю родителей к подбору материалов и изготовлению каких-либо деталей для макетов в домашних условиях. Многие родители делают домашние заготовки для макетов вместе с детьми, что способствует теплым детско-родительским отношениям. Дети, после такой работы, с гордостью показывают, что у них получилось сделать с папой или мамой.

Предметно-развивающая среда.

В моей работе есть цель: создать макеты по всем лексическим темам предусмотренных ФГОС, но так как это длительный процесс, макеты накапливаются постепенно, из года в год. Эта работа никогда не заканчивается. У нас в группе есть как объемные макеты, так и плоскостные, но все они мобильны: на каждом из них есть съемные детали, которые дети могут снимать и трогать, перемещать на другие места по своему усмотрению и в зависимости от задачи, поставленной мной. Детали прикрепляются к макету с помощью лип или магнитов. А есть и такие макеты, например «Север», куда можно помещать фигурки северных животных. Из опыта по созданию макетов, могу посоветовать их делать плоскостными или разборными, так как объемные проблематично хранить. На сегодняшний день наша предметно-развивающая среда состоит из следующих макетов: «Времена года», «Космос», «Деревенское подворье», «Север», «Из сказки в сказку», «Улица. ПДД», «Насекомые», «Животные морей и океанов», «Веселая математика». Впереди еще очень много задумок и работы.

Эффективность применения макетов в работе с детьми.

По итогам ежегодных мониторингов результаты показывают, что применение макетов очень эффективно:

- это позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию дошкольника;

- облегчает и ускоряет процесс запоминания, формируя приёмы работы с памятью;

- дает возможность осознать вспомогательную роль изображений, объектов для удержания в памяти словесного материала;

- развивает слуховые и зрительные анализаторы;

- формирует речевую компетентность;

- повышает наблюдательность, дает возможность заметить особенности окружающего мира, дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод – применение макетов дают положительные результаты, они помогают детям с нарушениями зрения к повышению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, развивают их познавательную активность.

Приложения

1. Фото. Макет «Домашнее подворье».

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

2. Фото. Применение в НОД макета «Космос».

Фото №1 Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с

3. Фото. Работа детей над макетом «Космос».

Фото №2 Нарушение зрения

Литература

1. Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.

2. Михайленко Н. Я., Коротков Н. А. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001.

3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации // Детство-Пресс. — 2010.

4. Нищева Н. В. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М. :ЛИНКА-ПРЕСС, — 2007.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию // Москва. — 2000.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июня 2021 в 09:39
+217Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Богачева Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД