Богачева Анна
Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"
Современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения у детей неизбежно приводит к искаженности восприятия, его фрагментарности, замедленности, нечеткости. А это в свою очередь затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, формирование обобщающих понятий. Избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Поэтому детям с нарушением зрения, в процессе обучения требуется применение специальных методов и способов, специальной наглядности для преодоления трудностей детей в познавательно-практической деятельности.
Публикация «Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
В решении всех этих задач большую помощь оказывает макетирование.
Макетирование я рассматриваю, как деятельность, позволяющую знакомить детей с окружающим миром, закреплять знания о нём, трансформировать полученные знания в игру, насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулировать детское творчество. Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макетирование способствует развитию речи, так как дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в процессе рассматривания и обыгрывания макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами, тренируются моторно-глазные функции, зрительное внимание и память.
Каждый мой макет посвящен определённой теме и является наглядным материалом. На нём, дети с нарушением зрения могут: более целостно воспринять изучаемые объекты, проследить взаимосвязи одних предметов с другими, изменить расположение объектов на макете, рассматривать объекты с любого ракурса, воспринимать тактильно. В ходе работы с макетом дети погружаются в тему, сразу обыгрывая её, у них формируется и удовлетворяется познавательный интерес.
Из всего вышесказанного, я определила цель и задачи моей работы.
Цель:
Активизировать познавательный интерес детей с нарушениями зрения с помощью макетов.
Задачи:
- усвоение и обогащение знаний о разных предметах и явлениях в жизни;
- формировать зрительно-пространственные представления;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать наглядно-образное и логическое мышление;
- развивать зрительное внимание и память;
- развивать сенсорную сферу;
- развивать речь;
- развивать воображение и творческую активность.
Работа по решению поставленных задач ведется по направлениям:
- с детьми;
- с родителями;
- предметно – развивающая среда.
Работа с детьми.
Работа с детьми включает следующие этапы:
1. Предварительная работа, включающая в себя обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки, чтение художественной литературы). На этом этапе собирается материал, продумывается дизайн будущего макета. Мне необходимо увлечь, заинтересовать детей, создать особую эмоциональную атмосферу, стимулирующую творческую активность дошкольников.
2. Изготовления самого макета, наполнения его предметным материалом. Дети с удовольствием помогают мне: они рисуют, вырезают, клеят. Процесс создания макета может осуществляться во время непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, во время самостоятельной детской деятельности.
3. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Я подключаю родителей к подбору материалов и изготовлению каких-либо деталей для макетов в домашних условиях. Многие родители делают домашние заготовки для макетов вместе с детьми, что способствует теплым детско-родительским отношениям. Дети, после такой работы, с гордостью показывают, что у них получилось сделать с папой или мамой.
Предметно-развивающая среда.
В моей работе есть цель: создать макеты по всем лексическим темам предусмотренных ФГОС, но так как это длительный процесс, макеты накапливаются постепенно, из года в год. Эта работа никогда не заканчивается. У нас в группе есть как объемные макеты, так и плоскостные, но все они мобильны: на каждом из них есть съемные детали, которые дети могут снимать и трогать, перемещать на другие места по своему усмотрению и в зависимости от задачи, поставленной мной. Детали прикрепляются к макету с помощью лип или магнитов. А есть и такие макеты, например «Север», куда можно помещать фигурки северных животных. Из опыта по созданию макетов, могу посоветовать их делать плоскостными или разборными, так как объемные проблематично хранить. На сегодняшний день наша предметно-развивающая среда состоит из следующих макетов: «Времена года», «Космос», «Деревенское подворье», «Север», «Из сказки в сказку», «Улица. ПДД», «Насекомые», «Животные морей и океанов», «Веселая математика». Впереди еще очень много задумок и работы.
Эффективность применения макетов в работе с детьми.
По итогам ежегодных мониторингов результаты показывают, что применение макетов очень эффективно:
- это позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию дошкольника;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания, формируя приёмы работы с памятью;
- дает возможность осознать вспомогательную роль изображений, объектов для удержания в памяти словесного материала;
- развивает слуховые и зрительные анализаторы;
- формирует речевую компетентность;
- повышает наблюдательность, дает возможность заметить особенности окружающего мира, дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод – применение макетов дают положительные результаты, они помогают детям с нарушениями зрения к повышению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, развивают их познавательную активность.
Приложения
1. Фото. Макет «Домашнее подворье».
2. Фото. Применение в НОД макета «Космос».
3. Фото. Работа детей над макетом «Космос».
Литература
1. Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.
2. Михайленко Н. Я., Коротков Н. А. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001.
3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации // Детство-Пресс. — 2010.
4. Нищева Н. В. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М. :ЛИНКА-ПРЕСС, — 2007.
5. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию // Москва. — 2000.