Анна Солоткова
Развитие у детей с ЗПР познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей с ЗПР познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность
В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового освоить принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач.
Публикация «Развитие у детей с ЗПР познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В отечественной коррекционной педагогике понятие «Задержка психического развития» является психолого – педагогическим термином и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причиной такого отставания могут быть разные причины нарушений в развитии детей. Следствие этих нарушений у детей в продолжении довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей, которые выведены на слайде.
Таким образом, детям с задержкой психического развития необходимо вдвойне уделять внимание развитию познавательной активности, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как : самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций.
Все вышеперечисленные факты объясняют интерес к теме «Развитие у детей с ЗПР познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности через проектную деятельность» и характеризуют ее актуальность.
Проектная деятельность в детском саду представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии его участников. Эта поэтапная практическая деятельность для достижения цели.
Тематика проектов выстраивается в соответствии с планированием работы по лексическим темам.
И сегодня я хочу вам рассказать о трех наших проектах : «Овощи, фрукты», «Зимующие птицы», «День Победы».
Проект «Овощи, фрукты», как и все наши проекты, включают в себя следующие этапы: подготовительный; основной: с детьми, со специалистами, с родителями; заключительный.
В ходе работы над проектом мы месте с детьми рассматривали картинки «Овощи», «Фрукты». Проводили дидактические игры и упражнения: «Помоги зайчику собрать урожай», «Подбери по размеру», «Найди пару», «Чего не стало», «Раздели на группы» (овощи, фрукты, «Разрезные картинки».
Проводили игры – эксперименты: «Найди такой же» (обследование на ощупь).
На занятиях по рисованию дети лепили морковку для зайчика, рисовали ягоды для мишки.
С большим интересом дети приняли участие в игре драматизации по стихотворению «Овощи» Ю. Тувим.
Родители стали активными участниками проекта : изготовили шапочки к игре драматизации, сделали вместе с детьми поделки. Дома знакомили детей с многообразием овощей и фруктов.
В родительском уголке мамы и папы могли получить полезную информацию через консультации «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты», папку - раскладушку «Стихи про витамины, овощи и фрукты». Этот проект дал свои результаты : дети узнают и находят овощи и фрукты по внешнему виду, форме, цвету и вкусу.
В ходе проекта «Зимующие птицы» были организованны беседы с детьми: Как живут наши пернатые друзья зимой», «Синичка - гостья нашего двора», «Помощь пернатым в зимнее время года»; Рассматривания иллюстраций с изображением зимующих птиц; Наблюдение за птицами зимой; также была организованна экскурсия в зимний парк, где дети смогли повесить свои кормушки и покормить птиц. При помощи эксперимента ребята узнали, что перья птиц легкие, стержень пера пустой, при махах перо эластично пружинит, не расцепляя волоски; с перьев вода скатывается. Были проведены различные дидактические игры: «Улетают – не улетают», «Какая птица лишняя» и др. Было организованно чтение рассказа М. Горького «Воробьишко». Прослушивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». Творческое рассказывание «Как я спас птичку», и конечно занятия по продуктивной деятельности : «Снегирь на ветке». Родители также активно участвовали: изготовили кормушки для птиц. Также для родителей была проведена консультация «Методические рекомендации по изготовлению кормушек».
Результаты реализации проекта
Дети:
Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
Воспитанники и их родители приняли участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители:
Изменение отношения к данной проблеме.
В план проекта «День Победы» вошли такие формы работы с детьми как занятия, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, различные дидактические и сюжетно – ролевые игры.
В утренние и вечерние отрезки времени дети совместно с воспитателями рассматривали иллюстрации, книгу памяти, альбом «Дети – герои войны», наглядные дидактические пособия по тематике.
Ежедневно проводились чтения художественной литературы О. Высотская «Салют», М. Владимов «Дедушка герой», Е. Благинина «Шинель»
Были проведены беседы с детьми «Знакомство детей с праздником День Победы»
Для организации проекта проведена определённая работа по созданию условий предметно – развивающей среды, которая представлена следующим образом: был создан «Чемодан памяти» с атрибутами военных лет. Ребята с удовольствием играли в сюжетно – ролевую игру «Мы – военные», в дидактическую игру «Ордена ВОВ».
Подготовлены и проведены занятия по теме. Аппликация с детьми «Военная техника на параде»; чтение художественной литературы.
Для родителей созданы папки – передвижки, памятки, наглядный уголок в группе. Была дана родителям анкета «Знания о далёком военном прошлом их родственников в годы ВОВ». По результатам анкеты, большинство родителей не знают своих родственников, которые воевали в годы ВОВ, а если и знают, то никаких материалов не предоставили.
Проведена консультация с родителями «Как рассказать ребёнку о войне»
Таким образом, взаимодействия родителей и детского сада играет важную роль в ознакомлении детей с великим праздником Днём Победы.
Результатом реализованных мероприятий стало то, что:
Дети получили и усвоили самые элементарные знания о великом празднике День Победы. Были объединены усилия воспитателей и родителей в вопросе ознакомлении детей с праздником, активно сотрудничали с педагогами.
В дальнейшем мы будем продолжать вести работу с детьми и родителями по данной теме.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками с ЗПР сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование метода проекта позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.