Лилия Ушакова
Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи, которые разработаны и закреплены в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования
(далее Стандарт). Наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Возрастает потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни.
Публикация «Из опыта работы „Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Формирование такой установки на собственное здоровье занимается относительно новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.
Теоретическая база опыта работы представлена на слайде. В своей работе мы опирались на программу «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, парциальную программу
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой.
Основным направлением в нашей работе стал выбор деятельности. В связи с задачами, поставленными в Стандарте, актуальным стал вопрос о том, что знания усваиваются прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Это становится возможным при использовании проектной деятельности.
Именно в этом виде деятельности ребенок может проявить свою инициативу, попытаться решить проблемную ситуацию, быть мотивированным, поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Ведущей педагогической идеей данного опыта является использование деятельностного подхода. Совместная с детьми деятельность помогает понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. Основная форма валеологического воспитания и здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это различные виды интегрированных занятий, проектная деятельность педагогов с детьми и проектная деятельность родителей с детьми (проекты, портфолио, газеты, конкурсы, макеты) и разные виды физкультурно – оздоровительных мероприятий. Все это позволяет добиться положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей.
Целью нашей работы было помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни на основе валеологических знаний через проектную деятельность.
Перед нами встал вопрос: «Как определить, какие знания о ЗОЖ доступны дошкольнику»? Нами был проведен анализ организации познавательных занятий в группе и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.
Первым этапом нашей работы стало наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности. Особое внимание акцентировали на степень сформированности культурно–гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Наблюдения проходили в процессе беседы, игр здоровье сберегающего характера.
Далее был составлен перспективный план проектной деятельности по валеологии с детьми и их родителями.
Затем мы начали работу над созданием и пополнением развивающей среды. Предметно-пространственная среда в группе не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой работы их саморазвития. Мы провели необходимую работу с родителями, в результате чего в группе был приобретен и установлен физкультурный уголок с турником, кольцами, шведской стенкой, канатом и для страховки положен физкультурный мат.
В группе появился центр двигательной активности, который был оснащен атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений.
Характер наших взаимодействий с ребятами определялся как педагогическая поддержка: интересы детей поддерживались, и направлялись в решении обозначенных задач. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладением суммой определенных знаний, применения разных форм, методов и приемов работы с детьми.
В содержании валеологических проектов по формированию представлений о здоровом образе жизни значительное место занимает организация обучающей деятельности (далее ООД) с детьми различного характера: познавательная, развивающая, интегрированная, сюжетная, театрализованная, и т. д.
Во время ООД познавательного характера дети знакомились с элементарными научными знаниями о внешнем строении человека, внутренних органах, с основой первой помощи при травмах, безопасности поведения. Во время ООД одновременно реализуются несколько видов деятельности. Ведущее место отдается игре.
Исследуя каждую тему проекта, мы использовали различные виды игр, благодаря которым у детей формировались необходимые знания и ориентация на применение их в повседневной жизни. Достаточно широко использовались сюжетно-ролевые игры, которые способствуют формированию навыков и привычек здорового образа жизни.
В проектах были использованы такие игры как: «Больница», «Научим своих детей вести себя правильно», в старшем дошкольном возрасте «Как правильно сделать перевязку», «Поликлиника с различными отделениями (ЛОР, глазное отделение). Также дидактические игры: «Умею – не умею», «Назови ласково», «Кто больше знает слов» и др.
Игры – конкурсы, «Какими способами может передвигаться человек», «Сколькими способами можно напиться», «Сколькими способами можно есть хлеб» и др.
Игры, пропагандирующие подвижный образ жизни : «Кто скорее до флажка», «Перелет птиц», «Попади в цель» и др.
Народные подвижные игры «Золотые ворота», «По ровненькой дорожке», «Цепи кованые», «Краски» и др.
В рамках проектов ежедневно проводилась корригирующая гимнастика как утренняя, так и после сна.
Все это в сочетании с закаливающими процедурами позволило укрепить здоровье детей. Систематическое, ежедневное исполнение закаливающих процедур становится для ребенка нормой поведения, потребностью.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Поэтому, без сотрудничества родителей формирование представлений о здоровом образе жизни детей в детском саду невозможно.
Нам удалось в работе по воспитанию валеологической культуры у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогли в оформлении предметно – развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно – ролевым играм, участвуют в предложенных мероприятиям и т. д.
Таким образом : как показала практика, проектная деятельность это планомерная работа и она приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор. Этому способствовала ориентация ребенка на самопознание, самоопределение и самовоспитание, использование всего общественно – исторического опыта предшествующих поколений.
Непременным условием успешной организации практической деятельности является отслеживание ее результатов.
Спасибо за внимание