Эльмира Мудрая
Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»
▼ Скачать +Заказ
«Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский.
Деятельность педагогов в ДОУ направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Педагоги формируют основы базовой культуры личности ребёнка, всестороннее развивают психические и физические качества, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Подготавливают к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечивают безопасность жизнедеятельности своих воспитанников.
Публикация «Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на „языке соседа“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита речь дошкольника, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.
Развитие речи ребёнка – процесс сложный, многогранный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу.
Мы живём в Республике Крым. Крым – многонациональный. Чтобы ребёнок чувствовал себя неотъемлемой частью своей родины, чтобы стал настоящим патриотом, необходимо с раннего возраста заложить основы ценностного отношения к окружающему миру. Такие основы формируются постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к родным местам, в добрососедстве, в проявлении позитивного интереса к «языку соседа».
Развить познавательный интерес у детей к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» нам помогает региональная программа «Крымский веночек». Основными целями реализации программы «Крымский веночек» являются следующие:
• воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной;
• воспитание любви к малой Родине;
• подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, дружбы между всеми народами, этническими, национальными группами.
Для решения задач расширения общения детей на родном языке и языках соседей педагог должен поощрять детей, использующих формулы речевого этикета на родном и неродном языках. Изучение «языка соседа» не должно быть оторвано от изучения основ культуры его носителей. Для достижения целей в решениях этих задач в группе проводятся разнообразные мероприятия. Например: мы знакомим детей с историей и природой Крыма, историей города, села, в котором дети проживают, с людьми, прославившими эти места. Так же знакомим с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающих в Крыму, в том числе семейных и народных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства.
Для того чтобы выполнить задачи развития речи детей как средства общения, необходимо в семье, детском саду, в группе создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. Например – это может быть патриотический уголок, в котором находятся разные материалы по ознакомлению с окружающим их миром людей, вещей и природы: игрушками, литературными и фольклорными произведениями, иллюстративным материалом, видео- и аудиозаписями и т. д.
Следующий, немаловажный этап - это создание языковой среды в группе, так как педагог является образцом для подражания и моделью речевого поведения у дошкольников.
Самый ненавязчивый способ обучения детей «языку соседа» происходит в режимных моментах: приёме пищи, одевании на улицу, умывании, наблюдения на прогулке и т. д. Ещё один замечательный способ обучения – это использование фольклора, народных игр, декоративно-прикладного искусства. Всё это позволяет создать необходимый для детского восприятия эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить уровень мотивации к обучению. Это средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, художественного развития, приобщения к красоте и самобытности народа. Это путь к культуре отношений между людьми. Конечно же, нельзя забывать и о традиционной непосредственно образовательной деятельности – это могут быть тематические занятия и экскурсии, беседы и индивидуальная работа. Так же развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на "языке соседа" происходит через ознакомление детей с художественной литературой разных жанров народов проживающих в Крыму. По средствам чтения проявляется интерес к произведениям русского и других народов, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам. Легко учится язык при подготовке и проведении праздников и развлекательных вечеров.
Эффективность работы с детьми будет в большой степени зависеть от эффективности работы педагогов с родителями, так как влияние на развитие ребёнка оказывают в первую очередь все члены семьи и родственники. Необходимо развивать партнерские отношения с семьями всех детей и стимулировать родителей принимать участие в мероприятиях, организованных на уровне группы и детского сада в целом.