Ахремкина Любовь
Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Л. М. Ахремкина
педагог-психолог первой категории
МБОУ Школа №26
г. Дзержинск, Нижегородская область
В законе «Об образовании в Российской Федерации» профессиональная ориентация является одним из важнейших показателей эффективности в модернизации российского образования.
По мнению В. И. Блинова, профессиональную ориентацию можно рассматривать как самостоятельную систему, обладающую комплексным, многоуровневым, межведомственным характером.
Публикация «Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В системе профориентационного сопровождения можно выделить главную задачу – постепенное формирование у учащегося на определенных возрастных этапах его развития внутренней готовности к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии. В данном процессе учащийся – из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения, а сам процесс неразрывно связан с общей системой воспитания. С. Н. Чистякова отмечает, что ранняя профориентация школьников в данном контексте, то есть в многоуровневой системе, имеет большое значение.
В современной педагогической науке существуют современные образовательные технологии, которые помогают построить процесс профориентационного сопровождения.
1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова).
2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко).
4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова).
Профориентационное сопровождение строится с учетом следующих принципов:
• принцип личностно ориентированного взаимодействия (профориентационное сопровождение на основе уважения к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, принятие ребенка как полноправного участника воспитательного процесса);
• принцип доступности, достоверности и научности знаний;
• принцип диалогичности (субъектно-объектные отношения);
• принцип активного включения детей в практическую деятельность («наблюдение» за профессией, экскурсии на предприятия города, трудовые бригады, мастер-классы);
• принцип рефлексивности (основа для осознания школьником себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений; в результате формируется представление о себе, своих возможностях, способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения);
• принцип регионального компонента (образовательная и воспитательная практика строиться в соответствии с социальным заказом и возможностями региона).
В профориентационном сопровождении, особенно на раннем его этапе, одной из эффективных форм повышения интереса школьников к выбору профессии считаю метод проекта.
По мнению Л. М. Митиной «социальное проектирование» является основополагающим компонентом в построении профессионального сопровождения. «Знание что» может быть сведено к «знанию как», то есть знать нечто о каком-либо предмете можно только в том случае, если можно его построить. Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям, масштабам, срокам реализации, степени сложности.
Проекты, которые способствуют выбору профессии, решают одновременно и образовательные и воспитательные задачи и ориентированы на общее развитие личности, на максимальную реализацию интеллектуального, творческого и эмоционального потенциала в будущей профессиональной деятельности. Данные проекты позволяют овладевать школьникам определенными инструментами, которые он может использовать в дальнейшем: поиск и реализация себя в профессии.
В рамках Декады профориентации на базе нашей школы учащиеся начальной школы ежегодно участвуют в проектной деятельности : «Профессии моих родителей», «Исчезнувшие профессии», «Профессии будущего», а также принимают активное участие в городском конкурсе «Планета эрудитов», защищая проекты по профориентационным темам.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. Поэтому проект в начальных классах – это огромная работа сопровождающего, требующая нестандартных методов. На всех этапах работы над проектом необходима помощь взрослого.
Эффективность метода проектной деятельности заключается в том, что его возможно использовать на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.
По мнению Ворониной Е. В., проектирование – технология социального воспитания обучающихся, позволяющая человеку решать основные задачи социализации, формировать готовность к личностно-профессиональному самоопределению, устанавливать новые способы социального взаимодействия с обществом.
Выбор профессии в современном мире – один из главных проектов в жизни каждого человека. Именно благодаря данному проекту реализуются такие базовые потребности человека, как: обретение социального статуса, материальное благополучие, коммуникация.
Таким образом, значимость проектирования в ранней профориентации школьников очевидна. Учащиеся в процессе проектной деятельности развиваются, за счет своих индивидуальных особенностей самореализуются, социализируются, что крайне важно на начальном и среднем этапе обучения. Метод проекта позволяет раскрыть особую связь между социумом и ребенком, показать перед учащимися механизмы взаимодействия с окружающим миром.
Литература:
1. Воронина Е. В., Музыченко О. В. Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 6.2. С. 30-32. URL : https://moluch.ru/archive/110/27131/
2. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев и др. М., 2015. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ Материалы III Всероссийской конференции «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ», стр. 12
3. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Всерос. науч. -практ. конф. Самара, 2008. 264 с.
4. Панина С. В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 147-151.
5. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16.