Приложение МААМ

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность

Ахремкина Любовь
Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Л. М. Ахремкина

педагог-психолог первой категории

МБОУ Школа №26

г. Дзержинск, Нижегородская область

В законе «Об образовании в Российской Федерации» профессиональная ориентация является одним из важнейших показателей эффективности в модернизации российского образования.

По мнению В. И. Блинова, профессиональную ориентацию можно рассматривать как самостоятельную систему, обладающую комплексным, многоуровневым, межведомственным характером.

Публикация «Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность» размещена в разделах

В системе профориентационного сопровождения можно выделить главную задачу – постепенное формирование у учащегося на определенных возрастных этапах его развития внутренней готовности к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии. В данном процессе учащийся – из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения, а сам процесс неразрывно связан с общей системой воспитания. С. Н. Чистякова отмечает, что ранняя профориентация школьников в данном контексте, то есть в многоуровневой системе, имеет большое значение.

В современной педагогической науке существуют современные образовательные технологии, которые помогают построить процесс профориентационного сопровождения.

1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова).

2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко).

4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова).

Профориентационное сопровождение строится с учетом следующих принципов:

• принцип личностно ориентированного взаимодействия (профориентационное сопровождение на основе уважения к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, принятие ребенка как полноправного участника воспитательного процесса);

• принцип доступности, достоверности и научности знаний;

• принцип диалогичности (субъектно-объектные отношения);

• принцип активного включения детей в практическую деятельность («наблюдение» за профессией, экскурсии на предприятия города, трудовые бригады, мастер-классы);

• принцип рефлексивности (основа для осознания школьником себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений; в результате формируется представление о себе, своих возможностях, способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения);

• принцип регионального компонента (образовательная и воспитательная практика строиться в соответствии с социальным заказом и возможностями региона).

В профориентационном сопровождении, особенно на раннем его этапе, одной из эффективных форм повышения интереса школьников к выбору профессии считаю метод проекта.

По мнению Л. М. Митиной «социальное проектирование» является основополагающим компонентом в построении профессионального сопровождения. «Знание что» может быть сведено к «знанию как», то есть знать нечто о каком-либо предмете можно только в том случае, если можно его построить. Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям, масштабам, срокам реализации, степени сложности.

Проекты, которые способствуют выбору профессии, решают одновременно и образовательные и воспитательные задачи и ориентированы на общее развитие личности, на максимальную реализацию интеллектуального, творческого и эмоционального потенциала в будущей профессиональной деятельности. Данные проекты позволяют овладевать школьникам определенными инструментами, которые он может использовать в дальнейшем: поиск и реализация себя в профессии.

В рамках Декады профориентации на базе нашей школы учащиеся начальной школы ежегодно участвуют в проектной деятельности : «Профессии моих родителей», «Исчезнувшие профессии», «Профессии будущего», а также принимают активное участие в городском конкурсе «Планета эрудитов», защищая проекты по профориентационным темам.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. Поэтому проект в начальных классах – это огромная работа сопровождающего, требующая нестандартных методов. На всех этапах работы над проектом необходима помощь взрослого.

Эффективность метода проектной деятельности заключается в том, что его возможно использовать на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

По мнению Ворониной Е. В., проектирование – технология социального воспитания обучающихся, позволяющая человеку решать основные задачи социализации, формировать готовность к личностно-профессиональному самоопределению, устанавливать новые способы социального взаимодействия с обществом.

Выбор профессии в современном мире – один из главных проектов в жизни каждого человека. Именно благодаря данному проекту реализуются такие базовые потребности человека, как: обретение социального статуса, материальное благополучие, коммуникация.

Таким образом, значимость проектирования в ранней профориентации школьников очевидна. Учащиеся в процессе проектной деятельности развиваются, за счет своих индивидуальных особенностей самореализуются, социализируются, что крайне важно на начальном и среднем этапе обучения. Метод проекта позволяет раскрыть особую связь между социумом и ребенком, показать перед учащимися механизмы взаимодействия с окружающим миром.

Литература:

1. Воронина Е. В., Музыченко О. В. Социальное проектирование как средство профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 6.2. С. 30-32. URL : https://moluch.ru/archive/110/27131/

2. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев и др. М., 2015. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ Материалы III Всероссийской конференции «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ», стр. 12

3. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Всерос. науч. -практ. конф. Самара, 2008. 264 с.

4. Панина С. В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 147-151.

5. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16.

Публикации по теме:

Организация совместной деятельности взрослых и детей через проектную деятельность Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Педагогический проект «Ранняя профориентация детей через сюжетно-ролевую игру» Педагогический проект Наименование учреждения ГБУКО «Мысковский детский дом интернат» Название проекта: «Ранняя профориентация детей через.

Ранняя профориентация дошкольниковРанняя профориентация дошкольников Ранняя профориентация дошкольников.» Тема как бы не новая,с профессиями знакомят детей сколько себя помню всегда. Но мы решили развивать.

Ранняя профориентация в условиях ДОУ Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность» Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность».

Приложение к проекту «Ранняя профориентация детей через сюжетно-ролевую игру». Конспекты экскурсий Приложение №1 Конспекты экскурсий. Экскурсия в библиотеку Цель: познакомить детей с детей с профессией библиотекаря. Задачи: Образовательные:.

Консультация «Ранняя профориентация дошкольников» .

Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие.

Развитие дошкольника через проектную деятельность .

Взаимодействие семьи с ДОУ через проектную деятельность в условиях ФГОС до Основными трудностями педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО является реализация основных принципов образовательного Стандарта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность
Опубликовано: 8 января 2019 в 14:44
+114Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Ахремкина Любовь (УИ 1784190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД