Олеся Сергеевна Пичугина
Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием употребляют в обеденное время лучок и чесночок. Я посоветовалась с родителями воспитанников, что было бы замечательно, если у нас в группе был организован мини – огород. Идея детям тоже понравилась, мы выбрали персонажей - "Зайчиков" и решили, что будем помогать им выращивать культурные растения.
Публикация «Проект „Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3 - 4 лет", под творческим названием "Заюшкин огород".
Характеристика проекта
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: исследовательский, практический
Сроки реализации: проект был реализован в течение полугода (февраль - июль месяцы)
Участники проекта: дети 3 - 4 лет, воспитатель, родители воспитанников, специалисты МБДОУ
Направленность: экологическое воспитание дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность
Проектная идея: создать в групповой комнате огород на подоконнике, вырастить культурные растения с последующим употреблением в пищу и высаживанием на экспериментальный участок детского сада
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие связной речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, художественно - театрализованная деятельность, физическое развитие, музыкальная деятельность, ознакомление с окружающим миром
Материально -технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: изучение методической литературы, создание предметно - развивающей среды в группе, использование ИКТ, подбор наглядного и демонстрационного материала, подготовка материала для продуктивной и исследовательской деятельности, дидактические игры, выставка познавательной литературы.
Актуальность проекта заключается в том, что:
Повседневная жизнь требует и от взрослого, и от ребенка проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение. В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью работы является становление личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения. Практическая значимость представляет собой модель формирования познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.
Изучив необходимую методическую литературу, ознакомившись с педагогическим опытом коллег, я выявила следующие цель и задачи:
Цель: формирование у детей 3 - 4 лет познавательного интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях и на экспериментальном участке детского сада.
Задачи:
- создать совместно с родителями воспитанников предметно - развивающую среду в группе (зимний период) и на игровой площадке детского сада (весенний период) по развитию исследовательской деятельности с целью удовлетворения познавательных интересов детей;
- разработать систему мероприятий по организации исследовательской деятельности, направленной на повышение познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
- дать детям доступное их пониманию представление о разнообразии, особенностях строения и условиях роста растений и их значении для жизнедеятельности человека;
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности через активную самостоятельную деятельность по выращиванию растений, умение устанавливать связи между предметами, их назначением;
- развивать поисковую деятельность, умение в ходе исследовательской деятельности искать и находить пути разрешения проблемных ситуаций, творческие способности детей, любознательность;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Ожидаемые результаты:
Для детей
У дошкольников будет сформирована способность к самостоятельному и творческому освоению новых способов деятельности на основе организации исследовательской деятельности;
Все дети будут вовлечены в практическую деятельность по выращиванию культурных растений
Для родителей
Повысится уровень экологического сознания; компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагогов
В ходе проектной деятельности будут использованы инновационные педагогические технологии;
Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения всех участников проекта в совместном труде.
Реализация проекта включала в себя три этапа:
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
На подготовительном этапе (февраль месяц) были определены цели и задачи проекта; проведен анализ имеющихся в группе и на игровой площадке детского сада условий для организации исследовательской деятельности; изучен и собран необходимый материал (методическая литература, наглядный и демонстрационный материал, картотека игр и т. п.); проведены Анкетирование родителей воспитанников на тему "Экологическое образование в семье" и педагогическое исследование уровня познавательного интереса у воспитанников группы (совместно с психологом МБДОУ) ; составлен план мероприятий по организации совместной деятельности с родителями и детьми; созданы с родителями воспитанников условия для организации исследовательской деятельности "Заюшкин огород" в групповой комнате (зимний период) и на игровом участке (весенний период) детского сада.
Ребята придумали имена зайчатам, к ним приходили гости и друзья, которым дети помогали в решении каких-либо ситуаций.
Основной этап (март - июнь месяцы) включал в себя:
- создание в группе мини - огорода: посадка семян овощных культур, пряных трав, зелени и луковиц растений;
- проведение цикла познавательных занятий по ознакомлению с овощными культурами, пряными травами и декоративными растениями;
- дидактические, подвижные, сюжетные игры, игры - драматизации в рамках темы проекта;
- мультимедийные игры, детские слайдовые презентации;
- выставка поделок из овощей и фруктов «Веселый калейдоскоп»;
- создание книжек- малышек;
- исследовательскую и практическую деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных и декоративных растений;
- создание цветочной клумбы на игровом участке детского сада;
- высадка клубники и овощных культур на экспериментальный участок
- ухаживание за растениями
Дизайнерское оформление огорода постоянно менялось: дети использовали пространство для проведения сюжетных игр и календарных праздников.
Заключительный этап являлся завершающим и заключался в:
- отслеживании результата по формированию у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности через педагогическую диагностику (по согласию родителей);
- анкетировании родителей воспитанников;
- оценке этапов реализации проекта родителями воспитанников на родительском собрании;
- проведении индивидуальных консультаций для воспитателей МБДОУ;
- презентацию проекта на Педагогическом совете МБДОУ
Результаты:
Все поставленные цели и задачи были решены. Дети были вовлечены в практическую деятельность по выращиванию растений, развит интерес к опытнической и исследовательской работе.
У дошкольников сформированы способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности на основе организации исследовательской деятельности. Повысился уровень сформированности коммуникативных навыков общения всех участников проекта в совместном труде.
На протяжении всего периода проектной деятельности дети с большим удовольствием употребляли в пищу свежую душистую зелень (петрушку, укроп, перышки зеленого лука и чеснока, базилик, мяту, мелиссу, кресс- салат). Позднее детей радовала своим ароматным вкусом сладкая клубника, которую они вырастили с родителями и воспитателем на экспериментальном участке детского сада.
С родителями воспитанников были установлены дружеские партнерские взаимоотношения, повысилась педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появились новые общие интересы детей и родителей.
Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Благодарю за внимание!