Валентина Шматова
Опыт работы «Развитие навыков конструктивной деятельности и элементарного программирования у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Будучи ребенком, я интересовалась компьютерными играми и конструктором «Лего». Став воспитателем в детском саду, я с головой погрузилась в мир сказок, творчества, фантазии, строительного материала и кукол. От своего наставника я узнала, что на базе детского сада функционирует её кружок «Первороботы», где впервые я и познакомилась с конструкторами LEGO Education. Теперь руководителем кружка «Первороботы» являюсь я.
Публикация «Опыт работы „Развитие навыков конструктивной деятельности и элементарного программирования у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность введения робототехники в образовательный процесс обусловлена требованиями стандарта, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и сегодня приобретает в детском саду все большую значимость.
Так что же такое робототехника в ДОУ?
Робототехника в ДОУ - это создание роботов из специальных конструкторов.
Она идеально вписывается в дополнительное образование и подходит для всех возрастов – от дошкольников до студентов. А использование данного оборудования – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом детей.
Мы знаем, что конструирование, излюбленный продуктивный вид деятельности для дошкольников, так как он является великолепным универсальным инструментом для интеллектуального развития детей, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры, позволяет проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Изучив литературу по данной теме, пришла к выводу, что инновационные LEGO-технологии, а именно робототехника, способны удовлетворить образовательные потребности моих воспитанников в широком спектре, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Перед собой я поставила цель: развивать навыки конструктивной деятельности и элементарного программирования у детей старшего дошкольного возраста посредством использования робототехники.
Определила ряд задач: их Вы можете увидеть на слайде
Формировать у детей первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств, их значении в жизни человека; об основных приемах сборки, основах поэтапного программирования совместно с педагогом
Формировать навыки сотрудничества : умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;
Развивать творческую инициативу, самостоятельность, целеустремлённость, уверенность в себе; память, внимание, способность развитию конструкторских навыков, умению логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности; способствовать развитию у детей мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструктора;
Развивать грамматический строй и связную речь у воспитанников.
Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий для их решения, но робототехника удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается:
- в игровой форме
- и с понятными для ребенка материалами.
Немало важно то, что использование образовательной робототехники позволяет мне чередовать практические и умственные действия ребенка.
Я использую наборы LEGO Education, в которые входят пластиковые детали, двигатели, различные датчики (движения, цвета, препятствия,.) и программируемый блок. В комплект входит также среда разработки программ, непосредственно с которой и нужно работать, чтобы "оживить" робота.
Занятия кружка построены в форме сказок и интересных историй с использованием презентаций, загадок, просмотра мультфильмов. Детям интересно собственными руками создавать настоящего робота и понаблюдать за результатом своих трудов.
Эффективность обучения зависит от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов: их вы видите на слайде
• Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
• Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);
• Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
• Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
• Поисковый – самостоятельное решение проблем;
• Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
• Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
• Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми.
Основные формы образовательной деятельности, которые использую в своей работе с детьми, вы также можете увидеть на экране:
• беседа (провожу в начале, в виде введения в изучаемый вопрос или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях);
• дискуссия и практическая деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности;
• создание проблемной ситуации, наблюдение натуральных объектов; демонстрация вариативных соединений, объяснение последовательности выполнения (по схеме самостоятельно, под руководством воспитателя);
• закрепление названий деталей конструктора через игры «Четвертый лишний», «Что изменилось» и др. (закрепление формы, размера, цвета);
• видеоролики и презентации по темам;
• музыкальное сопровождение;
• презентации «Знакомство с конструктором», «В мире роботов»;
• игровая деятельность, например, придумывание сказки или обыгрывание какой-либо ситуации;
• творческие задания и др.
Работа по данной технологии позволяет мне осуществить интеграцию всех образовательных областей: Особым важным считаю социально коммуникативное, и познавательное развитие.
Социально-коммуникативное.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, работа в паре, группе. Становление самостоятельности: умение распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи; создавать модели реальных объектов, видеть результат.
Речевое.
Общение в устной форме с использование специальных терминов (название деталей). Развитие диалогической речи, путем общения воспитатель и ребенок. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и ее оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования.
Познавательное.
Изучение процесса простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими, например, зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Создание действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов.
Художественно-эстетическое.
Обыгрывание знакомых сюжетов сказок или других художественных произведений. Рисование.
Физическое развитие
Помимо мелкой моторики обеих рук легоконструирование также способствует развитию крупной моторики.
Обучение с детьми я строю на следующих педагогических принципах:
• личностно-ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка); природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
• сотрудничества;
• систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности;
• обучения: «от простого – к сложному».
В ходе работы с конструктором LEGO Education, мои воспитанники экспериментируют, обсуждают идеи, воплощают их в постройке, постоянно совершенствуют свое мастерство. Умение принимать решения, воспитывает чувство уверенности в своих силах, а умение работать в паре и в коллективе формирует навыки коммуникации. У детей формируется умение учиться, добиваться результата, получать новые знания, закладываются предпосылки учебной деятельности.
В ходе работы дети становятся строителями, архитекторами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, они двигаются вперёд, а, видя свои успехи, становятся более уверенным в себе и переходят к следующему, более сложному этапу обучения.
Хотелось бы отметить, что такая организация образовательной деятельности соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО и способствует подготовке старших дошкольников к переходу в образовательную среду начальной школы. Увлечение робототехникой, программированием, конструированием побуждает детей любого возраста к творческому мышлению и производству уникального продукта! Это залог успешного будущего не только для отдельно взятого ребенка, но и для страны в целом!