Наталья Родионовна Васильева
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы)
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В. А. Сухомлинский.
Введение
Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно познание является ведущим видом деятельности у детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что познавательная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др., так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников : формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, Н. Н. Поддьяков, А. И. Сорокина, Г. И. Щукина и др., особенности проявления познавательной потребности у детей (Д. Б. Богоявленская, B.C. Юркевич, возрастную специфику проявления детской любознательности (Д. Б. Годовикова, В. Г. Иванов, Г. Лямина, процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л. Н. Галигузова, Л. Ф. Захаревич, Е. О. Смирнова, А. И. Сорокина, Н. Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В. В. Барцалкина, Л. Н. Вахрушева, Н. С. Денисенкова, Т. Куликова, М. И. Лисина, Л. Маневцова, М. В. Марусинец, Л. Ф. Островская, Н. В. Пророк, Е. О. Смирнова, Р. Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л. С. Выготского М. И. Лисиной, Е. И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей : своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его – в этом ему помогаем мы, воспитатели. Но наряду объяснительно-иллюстративным методом обучения я использую дополнительный метод- метод проектной деятельности, который направлен на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Реализация проекта обеспечивается за счет таких форм работы как : экспериментирование, исследование, коллекционирование, проектирование. Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире. Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме…
Целью, которой: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- развивать стремление к проектной деятельности;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- создавать предпосылки формирования практических и умственных действий;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
В своей работе с детьми придерживалась следующих принципов:
1. Принцип научности (подкрепление научно-обоснованными и практически апробированными методиками)
2. Принцип доступности (построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми)
3. Принцип систематичности и последовательности (единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач)
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию).
5. Принцип активного обучения (организация такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач).
Теоретическая база
Для формирования интереса к проектной деятельности в группе создала уголок экспериментирования – «Лаборатория Почемучки». Хозяйкой лаборатории является озорная девочка «Ириска», она участвует в экспериментах, приносит интересные вещи юным исследователям.
Для развёртывания деятельности, собраны различные материалы
для исследований: природный, бросовый, технический, медицинский, пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное, различные сосуды и много других предметов, необходимых, для проведения тех или иных опытов. Здесь же находятся дневники наблюдений, познавательная литература и различные макеты.
Работая, с детьми старшего дошкольного возраста, по формированию познавательной активности и любознательности, а также для облегчения подведения результатов использую такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модели обследования предмета. Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов разработаны правила работы в «лаборатории».
Для развития у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения я создала картотеку опытов и наблюдений, составила перспективный план работы, разработала конспекты совместной образовательной деятельности.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то. Так же учу детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Проектная деятельность продолжается и на прогулке. Мы наблюдаем за природой, выясняем, какие условия необходимы для роста растений, играем с мокрым и сухим песком и при этом выделяем его свойства. Выясняем, где быстрее растает снежинка - на рукавичке или на ладошке, как сделать разноцветные льдинки, и почему вода не замерзла в бутылке под снегом. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставлю поисковую задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.
В рамках трудовой деятельности проводится по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. Опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, беседую с детьми о защитных свойствах снега; осенью - выясняем, как влияет погода на интенсивность листопада, а во время уборки листвы - почему листья шуршат, а иногда нет.
Опыт показал, что проектная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Для просвещения родителей проводятся консультации, практические занятия, распространяю буклеты, памятки, совместно издаем энциклопедии, фотоальбомы. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендую родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Постепенно, шаг за шагом, я добиваюсь результатов. Мои дети умеют многое: совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Ожидаемый результат:
Считаю, что использование проектной деятельности приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность и творческая активность перейдут на качественно новый уровень.
Системная работа по данному направлению позволит:
• Развивать критическое мышление, внимание, память.
• Развивать познавательные, творческие способностей детей,
коммуникативные навыки.
• Развивать детскую любознательность, инициативу, самостоятельность.
Достичь качественных результатов в работе и при выпуске воспитанников в школу.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и направлениями развития познавательной активности детей дошкольного возраста является :
1. Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.
2. Систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, классифицировать ее.
Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
За время работы разработала и оформила такие проекты как :
Название проекта Цель Вид проекта Сроки Продукт
«Наш огород летом!» Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике. Познав-исслед. 3 мес
(июнь-август) Опыты;
Создание икебаны из капусты
«Огород на окне» Расширение представлений детей о труде, значении труда в жизни людей; систематизация знаний о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы о работе, определять последовательность трудовых действий, формирование практических навыков посадки растений. Познав-исслед. 5 мес
(январь-май) Опыты
Поделки из помидор
«Покормите птиц зимой!» формирование доброжелательного отношения детей к птицам; воспитание эмоциональной отзывчивости при общении с ними, расширение знаний детей о птицах, их значении для человека, обогащение словаря детей, формирование таких качеств как доброта, забота, внимание «к братьям нашим меньшим» Познав-исслед. 3 мес
(декабрь-февраль) Изготовление кормушек из бросового материала и подкармливание птиц зимой;
«Города моей страны» расширение представление о родном крае; рассказы детям о том, что Земля –наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции Познав-творч. 2 недели Макет города «Иркутск»
«Наш любимый город!» расширение представлений детей о родном городе; продолжение знакомства с достопримечательностями города, в котором живут; воспитание любви к «Малой Родине, гордости за достижения своего города Познав-творч. 2 недели Макет города «Черемхово»
«Малые Олимпийские игры» Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, через формирование мотивации здорового образа жизни;
В игровой форме развивать физические качества : силу, скорость, быстроту, координацию движений, совершенствовать двигательные навыки, быстроту реакции, находчивость, выносливость; воспитание целеустремленности и настойчивости в достижение результата, чувство товарищества и ответственности перед командой, выдержку, взаимопонимание, умение быть великодушным к проигравшим, честным в борьбе. Познав-игровой Один месяц- апрель Спортивный досуг «Мои малые Олимпийские игры»
«День Победы!» расширение знаний о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне; рассказы детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей; воспитание в духе патриотизма, любви к Родине Информ-
познав.
один
месяц-
(конец апреля - начало мая) Выпуск стенгазеты «День Победы»;
экскурсия к мемориалу «Слава героям!»;
парад
«Мой любимый папа!» расширение представлений о Российской армии, о гендерных представлений; рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину; воспитание в духе патриотизма, любви к Родине Инфор-
познав. 2 недели Детские презентации,
видеоролик
«День космонавтики!» Знакомство детей с историей возникновения праздника день космонавтики; расширение и углубление знаний дошкольников о космосе, развитие двигательной активности детей; воспитание уважения к героям космоса, желание быть похожим на них, развитие познавательных интересов у детей.
Познав-
игровой 2 недели Квест- игра «Космонавтом хочу стать!»
Стенгазета «Космос будущего»
«Почему нужно убирать мусор!» учить понимать зависимость между состоянием окружающей среды и действиями человека; формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в городе, во время отдыха на природе;
вос-ть бережное отношение к окружающей среде Познав-исслед. Одна
неделя Создание дощечек с запрещенными знаками
«Земля - наш общий дом!» расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; воспитание Познав-
творч. Одна неделя Создание
«Красной книги»
Литература:
1. Брежнева. О Формирование познавательной активности у старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №2. – с. 12.
2. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности// Дошкольное воспитание. – 1986. – № 1. – С 28 - 32.
3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию : Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003.– №3. – с. 20-24.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с – (Библиотека руководителя ДОУ).
5. Инновационная деятельность в ДОУ : программно – методическое обеспечение: пособие для руководителей и административных работников/ И. А. Урлина, Т. А. Данилина. – М, Линка-пресс, 2009. – 320с.
6. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – 3 – е изд., испр и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с.
7. Марусинец М. Изучение познавательной активности. // Дошкольное воспитание. – 1999. – №11. – с. 7-9.
8. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера. 2010. 128. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
9. Тебенева Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагог в ДОУ. //Управление ДОУ. – 2007. - №1. – с. 64.
10. Экологические проекты в детском саду/О. М. Масленникова, А. А. Филлипенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232с. : ил.