Потапова Вероника
Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности».
2 слайд:
«Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» Феликс Алексеевич Сохин.
3 слайд:
Публикация «Опыт работы „Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: она односложная, состоящая лишь из простых предложений; зачастую дети неспособны построить грамматически правильное распространенное предложение.
У детей бедная диалогическая речь: им сложно грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Еще сложнее детям построить монолог: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему; пересказ текста своими словами. У них отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов.
4 слайд:
В связи с актуальностью этой темы мы определили цель и задачи нашей работы, которая соответствует образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Вы их видите на экране.
Цель: Развитие связной речи у детей средней
группы через разные виды деятельности.
Задачи: Совершенствовать диалогическую речь:
-учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать:
-описывать предмет, картинку;
-упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
5 слайд:
Основной формой обучения являются занятия. Был проведен ряд занятий по развитию речи. Одно из которых. я представила в свой презентации. Называется оно: «Рукавичка» по сказке.
В первой части занятия дети учились отвечать на вопросы как простыми, так и сложными предложениями.
Во второй части составляли описательные рассказы о животных с опорой на мнемотаблицу.
6 слайд:
Так же на этом занятии дети выкладывали последовательно цепочки сюжетных картинок и упражнялись составлять небольшие рассказы.
Например, белка живет в дупле, умеет прыгать с ветки на ветку, она любит кушать орешки и запасает их на зиму.
7 слайд:
А в конце занятия правильно называли детенышей животных (у лисы – лисенок, у волчицы – волчонок и т. д., располагали сказочных героев в той последовательности, в которой они появляются в сказке, и с опорой на эти картинки пересказывали сказку.
8 слайд:
Игра основная деятельность детей дошкольного возраста. Игры занимают основное место в жизни детей, поэтому через игру обучение происходит, наравне с занятием. В первую очередь это дидактические игры.
Вот такое дидактическое пособие по сказкам под название «Веселая полянка» нам изготовила мама Ульяны Лаповой.
С помощью этой игры дети учатся самостоятельно пересказывать знакомые сказки, манипулируя персонажами.
9 слайд:
Данное пособие многофункционально.
Игра «Кто лишний?» учит детей видеть несоответствие объектов - содержанию сказки, в игре специально допускается ошибка, например, добавляется лишний герой, дети должны найти ошибку и объяснить свой выбор (зайчик лишний потому что в сказке репка его нет.)
10 слайд:
С помощью игры «Чей рассказ лучше?» дети учатся составлять небольшие рассказы.
Каждый игрок выбирает себе большую картину, я показываю им маленькие карточки, тот кому подходит, берет ее себе, составляя предложение по ней, а когда все картинки будут собраны составляет рассказ. Например, «В детском саду много игрушек, мальчик играет слоником и машинкой, девочка укладывает куклу спать, дети любят свой детский сад».
В игре «Скажи какой?» дети учатся описывать предметы и выделять их признаки. Например, это мячики, они круглой формы, один маленький, а другой большой и т. д.
11 слайд:
В своей работе по развитию связной речи я использовала различные технологии, в том числе и мнемотехнику. Я представила работу с мнемодорожкой по сказке «Курочка ряба». С ее помощью дети учатся пересказывать сказку.
12 слайд:
Когда дети научились пользоваться мнемодорожкой задача усложняется, несколько картинок можно убрать или поменять местами, ребенок должен восстановить последовательность картинок и событий сказки.
13 слайд:
Переходим к настольно – печатным играм. С помощью игры «Части целого» развиваем диалогическую речь. Она проводится по типу лото.
14 слайд:
Таких игр у нас много. Они решают комплекс речевых задач.
В игре «Хорошие и плохие поступки» дети учатся оценивать поступки людей, закрепляя речевые навыки.
15 слайд:
Сюжетно ролевые игры дети очень любят и с удовольствием играют роли. Начинаются эти игры с того, что дети должны во всем договариваться: сначала при выборе партнера, затем при распределении ролей и по ходу игры.
Например, «Ты пациент, а я доктор, приходи ко мне я буду тебя лечить.
16 слайд:
Но главная задача сюжетно ролевых игр — это формирование ролевого диалога, который в процессе игры оттачивается от главной роли к второстепенной.
Девочки любят игры в семью. Например, хозяйка Ульяна пригласила гостей на чай, а мама Кира собирает дочек на прогулку.
17 слайд:
Мальчики предпочитают распределять роли в конструкторских играх. Например, «Я буду строить, а вы будете ремонтировать».
18 слайд:
А в таких играх как «Парикмахерская», «Магазин» нет деления по половому признаку, их любят все. В процессе игры дети меняются ролями: «сначала я буду парикмахером, а потом ты», тоже самое в игре магазин.
19 слайд:
Театрализованные игры дети любят не меньше. Играя в настольный театр, ребенок может проговаривать сюжет сказки как сам с собой, так другим детям, примеряя интонационную выразительность, присущую разным героям. Например, в сказке теремок, «я мышка – норушка», «а я волчок – серый бочок».
20 слайд:
Гораздо сложнее детям даются коллективные инсценировки, в которых кроме диалога должны присутствовать эмоции, мимика и жесты, а также нужно следить за развитием сюжета и ролями других детей. Например, в сказке «Колобок»
— Колобок, колобок! Я тебя съем.
— Не ешь меня, медведь! Я тебе песенку спою.
21 слайд:
Би-ба-бо также сложен для детей, как и инсценировки, ребенок должен не только вести роль от имени героя, но и управлять рукой, действуя так же от его имени.
Например, в сказке «Теремок»
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
22 слайд:
Во время рассматривания картин, ведется большая словарная работа.
В предложениях детей уже появляются эпитеты, сравнения. Например, картина «Ранняя весна» - вода студеная, холодная, морозная и т. д.
23 слайд:
Теперь начало нашего дня начинается с нового элемента, который называется «Утренний круг» - мы все вместе собираемся для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т. д.
24 слайд:
Во время наблюдений на прогулке мы не только играем, но еще и беседуем т. к. во время беседы у детей появляется речь доказательства. Например, почему сегодня небо хмурое? Откуда появились почки.
25 слайд:
Взаимодействие с семьей неотъемлемая часть любой нашей деятельности. Вот и в этот раз мы пригласили родителей на совместный вечер игр «Секреты красивой речи».
26 слайд:
Дети с удовольствием показывали и рассказывали, в какие игры они играли, а моей задачей было показать и рассказать, как просто и доступно можно играть в такие игры дома, ненавязчиво развивая речь детей.
27 слайд:
Дидактическое пособие, которое нам изготовила Татьяна Лапова, было ранее продемонстрировано, позволяет нам решать многие задачи по развитию речи.
28 слайд:
Проведя такую работу по проекту, мы решили посмотреть, изменилась ли речь детей с начала года.
Вы можете увидеть, что в начале года у нас было много пробелов по этой теме, и поэтому низкий уровень составил 33%, во время проекта мы старались обратить внимание на все аспекты развития связной речи, поэтому пошла положительная динамика, и результат на конец проекта составил 17 %, повысились результаты по среднему и высокому уровню.
29 слайд:
Список используемой литературы:
-Программа «От рождения до школы» Н. В. Веракса;
- «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» В. В. Гербова;
- А. М. Бородич «Методика развития речи детей»;
- Е. И. Удальцова «Дидактические игры для дошкольников»;
- А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
- «Занимательная грамматика «- из серии «Я хочу учиться», А. В. Грачева;
- Международный образовательный портал МААМ. RU https:/// www/vaam/ru /;
- Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи средняя группа».
30 слайд:
Спасибо за внимание.