Вера Кореева
Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
«Природа – это самая лучшая из книг,
написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н. Г. Гарин-Михайловский»
Введение:
Публикация «Опыт работы „Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, создание в воображении ребенка волшебного, сказочного мира природы, чувственное восприятие ее гармонии, красоты, хрупкости, нежности вечные принципы теории и опыта воспитания дошкольников. В последнее время все более остро осознается мера ответственности за воспитание ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы с детьми дошкольного возраста.
Актуальность темы:
1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Вместо алгоритма - цели образования - подготовка к жизни, труду, приходит понимание - детство - важнейший этап в жизни. Обеспечить счастливое проживание детства, постижение всего многообразия, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Радость познания мира, открытость миру - не менее важно, чем научить читать и считать. Существенную роль в этом направлении играет эколого-поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.
Эколого-познавательно-исследовательская деятельность тесно связана как с живой, так и неживой природой.
К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и словесно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей. Успешность этого движения зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребенок. К ним можно отнести игровую и продуктивную деятельность, восприятие художественной литературы, а также эколого-познавательно-исследовательскую деятельность.
Эколого-познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования -вопросов, задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как). Удовлетворяя свою любознательность, в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта познания способствует организация занятий в форме партнерской деятельности со взрослым.
Такая форма занятий связана не только с демократизацией стиля поведения, воспитания, но и с подбором содержания. Необходимо учесть общие задачи познавательного развития, охватить множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира, а также сделать содержание привлекательным для ребенка.
Мной изучена и проанализирована литература по экологическому воспитанию детей:
С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; Л. А. Каменева,
А. К. Матвеева «Как знакомить дошкольников с природой»; Н. А. Рыжова «Наш дом природа»; С. Н. Глазачева, Л. И. Грехова, Н. Н. Сотникова «Экологическое образование в опыте работы в дошкольных учреждениях», Т. Богданец «Экологические знания – первое представление о мире».
Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»
Познакомилась с программами: С. Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
В. Н Чернякова «Экологическая работа в ДОУ».
С учетом изученного, начала применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводила непосредственно образовательной деятельности и дополнительным образовательным услугам, так как считаю это важнейшими средствами воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В работе я следую следующим педагогическим принципам:
- системность,
- наглядность,
- доступность,
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
- сезонность.
Цель: формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережное отношение и любовь к природе
Исходя из этого, я поставила следующие задачи:
1. Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений.
2. Расширять кругозор (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому.
Для реализации поставленных задач мною организована предметно-развивающая среда. В группе оборудована мини-лаборатория, укомплектованная предметами для элементарных лабораторных исследований (лабораторная посуда, лупа, объекты неживой природы).
Дети определяют свойства живой и неживой природы: играют с песком, водой, открывая ее тайны: отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолеты, превращают снег в воду, пускают мыльные пузыри.
Учитывая особенности речевого развития детей, повышенное внимание уделяю обогащению речевой микросреды. Дети рассматривают и классифицируют карточки с изображением животных (домашних и диких, животных Севера и жарких стран); птиц, растений (сада, луга, поля, леса, огорода). Решают кроссворды, рассматривают альбомы. Для развития графических навыков имеются коробочки с манной крупой,
ракушками, камнями,
песком, грецким орехом. Библиотечка с набором художественной литературы по изучаемым темам. Серии игр развивающего характера, разнообразные игры по освоению элементов грамоты, развитию звукоподражания, звукопроизношения помогают детям познавать окружающий мир и совершенствовать их речь, делая ее более содержательной и выразительной.
Для развития слухового анализатора применяю в работе слуховые коробочки, с помощью которых дети определяют на слух что в них: горох, пшено, рис, гречка, др.
В группе имеется утолок природы. Дети каждый день меняют карточки с надписью число и дней недели. Дежурные по уголку природы отмечают состояние погоды.
Для повышения познавательной активности детей в группе есть стимуляторы, способствующие развитию их интеллекта, знакомству с языком музыки, движений, художественным словом.
Организация работы с детьми началась с перспективного и тематического планирования по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
Коллекционирование (классификация)
Освоение родо-видовых отношений (представление о видовом разнообразии
в природе, о видах рукотворных предметов)
-Времена года (сезоны);
-Мир растений;
-Мир животных;
-Мир насекомых;
-Виды местности (природные ландшафты);
-Красная книга;
Опыты (экспериментирование)
Освоение причинно-следственных связей и отношений (представление о
связях и зависимостях в неживой и живой природе)
-Состав и свойства почвы;
-Условия жизни растений;
-Движение воздуха;
- Движение воды;
-Состояния и превращения веществ;
-Металлы и свойства магнита;
-Свет и цвет в природе;
-Свойства дерева, бумаги, стекла;
-Свойства снега;
Путешествие по карте
Освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира, частях света и родной стране)
-Поверхность Земли и стороны света;
-Океаны и их обитатели (подводный мир);
-Северные земли и их обитатели;
-Наша страна Россия;
-Ставропольский край;
-Наше село;
-Африка;
-Антарктида;
Путешествие по «реке времени» (историческое время)
Освоение временных отношений (представление об историческом времени -от прошлого к настоящему - на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.)
-История жилища;
-История огня (освещение и тепло);
-История письменности (книгопечатания);
-История мореплавания;
-История воздухоплавания;
-Символика России;
-Герб села Красногвардейского;
Каждое из обозначенных направлений создает наиболее благоприятные условия для реализации поставленных задач.
В процессе ознакомления детей с эколого-познавательно-исследовательской деятельностью с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
Наглядный (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов);
Словесный (рассказы, чтение художественных произведений, беседы).
Практический (игры, элементарные опыты, труд в природе);
Для того, чтобы выявить знания детей по эколого- познавательно-исследовательской деятельности необходимо было выявить уровни развития по данному направлению. Проведенный мониторинг показал:
Так как дети живут в сельской местности и у каждого ребенка есть дома приусадебный участок, в ходе организации и проведения бесед, трудовой деятельности в природе у детей обнаружены высокие знания (100%) в группировании сельскохозяйственного инвентаря, с помощью которого обрабатывают землю. Однако, вызывают затруднения вопросы, касающиеся правил обработки и рыхления почвы. Процесс обучения организую прямо в процессе работы. При вскапывании и рыхлении почвы учу держать правильно инструмент, обращаю внимание на живые существа, находящиеся в земле (дождевые черви, личинки муравьев). Разъясняю их пользу, закрепляю условия, влияющие на рост и развитие растений (солнечный свет, влага, сорняки и т. п.).
Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающей природе. 40% детей в группе проявляют инициативу и самостоятельность в выполнении трудовых заданий. Добровольно выполняют задания, с готовностью участвуют в общем деле; 58% детей нуждаются в проявлении инициативы от других, и лишь 2% детей с нежеланием участвуют в трудовой деятельности.
Я считаю, что для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями наилучшим средством является опытническая деятельность и экспериментирование.
Опыт - наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Эти действия предполагают активное воздействие на предмет или явление в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется мной как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается мной, но поощряю выдвижение задачи самими детьми. Нацеливаю детей на то, что она должна быть очень четко и ясно сформулирована. Положительный момент в том, что решение познавательной задачи требует специального поиска, анализа, соотношения известных и неизвестных данных. Дети высказывают суждения-предположения о причинах явления, выбирают способ решения, условия и организацию опыта. Обсуждение условий опыта проходит под моим руководством. Опыты осуществлялись нами посредством как длительного сравнительного наблюдения, так и кратковременного наблюдения. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов работы в рисунках-схемах, поэтому завели дневники наблюдений. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводим сразу: анализируем условия протекания опыта, сравниваем результаты, делаем выводы.
В процессе организации опытов акцентирую внимание детей на то, что нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появятся заметные изменения (например, побледнеют и вытянутся побеги растений в темном месте, необходимо сразу изменить условия).
Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов, явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность. В ней развивается восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого объекта или явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организовывая наблюдение в природе, я стараюсь решать в комплексе ряд задач: пополняю и формирую у детей знания о природе, здоровом образе жизни, учу наблюдать, воспитываю эстетические чувства. В зависимости от поставленных задач, использую различные виды наблюдения:
-кратковременные (для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления);
-длительные (для формирования знаний о росте и развитии растений, об изменениях в природе);
Наблюдения организую при ознакомлении детей с растениями
и животными,
погодой, трудом взрослых в природе. Организую наблюдения с учетом умственной активности детей в данный момент времени, создаю условия для того, чтобы у них возникла потребность думать, анализировать, обобщать, искать ответы на поставленные вопросы.
Для развития любознательности, интереса к окружающей природе использую такой прием, как рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить внимание, что часто невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений. Например, дикими зверями, животными южных и северных широт. Дидактические, художественные, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей: «Дикие звери».
«Строение скелета», «Травянистые растения» и другие серии картин. С их помощью решаю различные дидактические задачи.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях природы широко использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных и о функциях организма человека. Многие игры приводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
При ознакомлении детей с окружающим миром использую дидактические игры с предметами («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке», и т. д.);
настольно-печатные («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Подбери листья», «Ассоциация» и др.);
словесные («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно -не нужно» и др.)
Наряду с перечисленными играми в работе использую большое количество игровых упражнений («Найди такой же предмет», «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди пару»). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.
В творческой игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе. При этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.
В процессе своей педагогической деятельности, я заметила, что большое значение в старшем дошкольном возрасте имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа. К этому возрасту дети накопили много конкретных знаний - на их основе можно проводить классификацию объектов природы, объединять их в группы по разным основаниям, демонстрировать самые различные зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенные знания в новых ситуациях. Это хорошая возможность широкой умственной подготовки детей к обучению в школе. На таких занятиях дошкольники приобретают первые навыки учебной деятельности, слушают мои пояснения, вопросы, ответы сверстников, выстраивают свои суждения в коллективной беседе. Активно учатся сравнивать, анализировать, делать выводы.
Мы вместе с детьми показали открытое интегрированное занятие «Фруктовый сад»
В нашем селе, есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.
Работая с детьми по теме "Эколого- познавательно- исследовательской деятельности", я разработала проекты по экологическому воспитанию «Приспособление животных к жизни в окружении снега» «Путешествие капельки», «Комнатные растения-наши друзья», «Луковая семейка», «Огород на окне», «Зимующие птицы».
Каждый из тех, кто приносит и принес вред окружающей среде, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в развитии познавательных способностей детей, начиная с раннего детства.
Познавательно-экологическое развитие вплотную связано с познанием окружающего мира и здоровья человека. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу- воспитание человека с большой буквы, человека грамотного, который живет в XXI веке. Нам необходимо показать родителям необходимость воспитания у детей познавательных способностей или воспитания у детей эколого-валеологической культуры.
В работе с родителями использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, круглый стол, дискуссии). Из своей практики знаю, что эффективными эти формы станут только при условии внедрения педагогики сотрудничества. Эту работу провожу в двух направлениях:
-педагог - родитель;
-педагог ребенок - родитель;
Для того, чтобы выстроить работу, я должна понять с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Выяснив с помощью анкетирования эти данные, работу построила дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим: традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигает целей, которые мы перед собой ставим.
При выборе форм общения с родителями я руководствуюсь принципом отсутствия назиданий. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания», провела анкетирование родителей с целью выявления их понимания, связанного с экологическим воспитанием, возникшими проблемами.
Хороший эффект в экологическом воспитании ребенка в семье имеют памятки для родителей с рекомендациями типа: «Мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы!». Предлагаем родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. При регулярных рекомендациях они учатся слушать музыку лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами, одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь.
Еще одна форма работы с родителями, используемая мной, педагогические ширмы, в которых родителям даем четкие, конкретные практические советы по узкой теме. При этом ответы даем родителям только на интересующие их вопросы: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание.
Внедряю такую форму работы с родителями, как консультации. Здесь напоминаем родителям как правильно читать книгу, рассматривать иллюстрации, картины, напоминаем правила поведения в природе. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания об окружающем мире есть у детей, показать необходимость этих знаний для формирования познавательной активности у дошкольников.
Участвовали в краевой акции «Покормите птиц зимой»,
активные родители и дети были награждены грамотами.
Вывод: Для экологического образования дошкольников крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.
Напомним, что под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
- Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.