Получи документы

Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Анна Андреевна Маркосян
Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

]Зрение дает человеку возможность получать богатую информацию о внешнем мире. Жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира и взаимодействием с ним. Любое нарушение зрительных функций затрудняет этот процесс.

Слепой или слабовидящий человек, живущий и работающий в среде зрячих, часто оказывается в жизненной ситуации, которую он не имеет возможности воспринять всю в целом, и ему приходится анализировать ее на основании отдельных элементов, доступных его восприятию.

Темочки:

В отечественной тифлопсихологии давно существует мнение о том, что мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира.

Генетическое рассмотрение процессов формирования мышления слабовидящих детей дошкольного возраста (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева) показало зависимость его развития от компетентного воспитания в раннем и дошкольном возрасте, учитывающего особенности как типичные для детей этой категории, так и индивидуальные, присущие тому или другому ребенку.

Важное место в развитии наглядно-образного мышления занимает техника оперирования образами, сущность которой в мыслительных действиях по перемещению предметов и их частей в пространстве.

Этот процесс у слабовидящих старших дошкольников находится в стадии формирования. В подобных заданиях детям требуется опора на реальный предмет или хотя бы на какую-то его часть. Постепенный и поэтапный перевод решения заданий из реального и практического оперирования в образный план показывает, что к концу дошкольного возраста разрозненные и неполные представления образуют целостный дифференцированный образ, в структуре которого выделяются существенные и несущественные, главные и второстепенные признаки.

Вопросам формирования наглядно-образного мышления у дошкольников посвящены исследования Н. Н. Поддьякова, А. Н. Леонтьева (деятельностная теория мышления) Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Л. С. (взаимосвязь мышления и речи, образование конкретных понятий, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина (теория формирования умственных действий); А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, B.C. Мухиной, (развитие детского мышления). Имеющиеся исследования по данной проблеме в тифлопедагогике касаются процесса мышления вообще (А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, операций мышления (Ю. А. Кулагин, Л. И. Солнцева, Т. В. Слюсарская, роли зрительного восприятия в мыслительных процессах (Л. И. Плаксина, Л. П. Григорьева).

В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, А. Ф. Самойлов выявили, что мышление у дошкольников с нарушением зрения формируется по тем же основным закономерностям, что и у нормально видящих, но имеет своеобразные особенности из-за отставания или недоразвития зрительного восприятия. Развитие процессов восприятия, речи и мышления происходит неразрывно. С их помощью дети абстрагируют и обобщают различные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. При ограничении чувственного познания, обедненности представлений у детей со зрительной депривацией возникает формализм словесных обозначений и вербализм речи, то есть несоответствие между большим запасом слов и недостаточным запасом образов предметов.

Л. П. Григорьева, изучая особенности оперирования зрительными образами детей с нарушением зрения, отмечала, что мысленное оперирование образами, их переработка идет сложнее, чем у нормально видящих. Дошкольники с нарушением зрения решают наглядные задачи с помощью реального, предметного действия и зрительного соотнесения, что характеризует особенности их наглядного мышления и раскрывает структуру интеллектуальных способностей.

Публикации по теме:

«Коррекция развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» «КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ». ВВЕДЕНИЕ Зрение дает человеку.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр АКТУАЛЬНОСТЬ Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда.

Характеристика негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зренияХарактеристика негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Эмоциональная сфера является неотъемлемой составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не.

Интегрированные музыкальные занятия как способ формирования образного мышления у детей старшего возраста Возраст от трех до семи лет - важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Исследования.

Урок в вокальном отделении ДШИ «Развитие образного и эмоционального мышления у детей младшего школьного возраста» Открытый урок преподавателя вокального отделения МБУ ДО ДШИ с. Ахуново Файзуллиной Лии Мунировны «Развитие образного и эмоционального мышления.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Аннотация. В дошкольном возврате игра – основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка.

Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством игровой деятельности Цель консультации: развитие социально – коммуникативных навыков посредством игровой деятельности. Задачи: - познакомить родителей с особенностями.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения Работа над данной темой была выбрана нами не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 17:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Анна Андреевна Маркосян (УИ 548746) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД