МААМ-картинки

Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Анна Андреевна Маркосян
Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

]Зрение дает человеку возможность получать богатую информацию о внешнем мире. Жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира и взаимодействием с ним. Любое нарушение зрительных функций затрудняет этот процесс.

Слепой или слабовидящий человек, живущий и работающий в среде зрячих, часто оказывается в жизненной ситуации, которую он не имеет возможности воспринять всю в целом, и ему приходится анализировать ее на основании отдельных элементов, доступных его восприятию.

Публикация «Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

В отечественной тифлопсихологии давно существует мнение о том, что мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира.

Генетическое рассмотрение процессов формирования мышления слабовидящих детей дошкольного возраста (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева) показало зависимость его развития от компетентного воспитания в раннем и дошкольном возрасте, учитывающего особенности как типичные для детей этой категории, так и индивидуальные, присущие тому или другому ребенку.

Важное место в развитии наглядно-образного мышления занимает техника оперирования образами, сущность которой в мыслительных действиях по перемещению предметов и их частей в пространстве.

Этот процесс у слабовидящих старших дошкольников находится в стадии формирования. В подобных заданиях детям требуется опора на реальный предмет или хотя бы на какую-то его часть. Постепенный и поэтапный перевод решения заданий из реального и практического оперирования в образный план показывает, что к концу дошкольного возраста разрозненные и неполные представления образуют целостный дифференцированный образ, в структуре которого выделяются существенные и несущественные, главные и второстепенные признаки.

Вопросам формирования наглядно-образного мышления у дошкольников посвящены исследования Н. Н. Поддьякова, А. Н. Леонтьева (деятельностная теория мышления) Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Л. С. (взаимосвязь мышления и речи, образование конкретных понятий, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина (теория формирования умственных действий); А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, B.C. Мухиной, (развитие детского мышления). Имеющиеся исследования по данной проблеме в тифлопедагогике касаются процесса мышления вообще (А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, операций мышления (Ю. А. Кулагин, Л. И. Солнцева, Т. В. Слюсарская, роли зрительного восприятия в мыслительных процессах (Л. И. Плаксина, Л. П. Григорьева).

В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, А. Ф. Самойлов выявили, что мышление у дошкольников с нарушением зрения формируется по тем же основным закономерностям, что и у нормально видящих, но имеет своеобразные особенности из-за отставания или недоразвития зрительного восприятия. Развитие процессов восприятия, речи и мышления происходит неразрывно. С их помощью дети абстрагируют и обобщают различные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. При ограничении чувственного познания, обедненности представлений у детей со зрительной депривацией возникает формализм словесных обозначений и вербализм речи, то есть несоответствие между большим запасом слов и недостаточным запасом образов предметов.

Л. П. Григорьева, изучая особенности оперирования зрительными образами детей с нарушением зрения, отмечала, что мысленное оперирование образами, их переработка идет сложнее, чем у нормально видящих. Дошкольники с нарушением зрения решают наглядные задачи с помощью реального, предметного действия и зрительного соотнесения, что характеризует особенности их наглядного мышления и раскрывает структуру интеллектуальных способностей.

Публикации по теме:

«Коррекция развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» «КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ». ВВЕДЕНИЕ Зрение дает человеку.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр АКТУАЛЬНОСТЬ Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда.

Характеристика негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зренияХарактеристика негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Эмоциональная сфера является неотъемлемой составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не.

Интегрированные музыкальные занятия как способ формирования образного мышления у детей старшего возраста Возраст от трех до семи лет - важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Исследования.

Урок в вокальном отделении ДШИ «Развитие образного и эмоционального мышления у детей младшего школьного возраста» Открытый урок преподавателя вокального отделения МБУ ДО ДШИ с. Ахуново Файзуллиной Лии Мунировны «Развитие образного и эмоционального мышления.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Аннотация. В дошкольном возврате игра – основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка.

Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством игровой деятельности Цель консультации: развитие социально – коммуникативных навыков посредством игровой деятельности. Задачи: - познакомить родителей с особенностями.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения Работа над данной темой была выбрана нами не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 17:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Анна Андреевна Маркосян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД