Анна Андреевна Маркосян
Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
]Зрение дает человеку возможность получать богатую информацию о внешнем мире. Жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира и взаимодействием с ним. Любое нарушение зрительных функций затрудняет этот процесс.
Слепой или слабовидящий человек, живущий и работающий в среде зрячих, часто оказывается в жизненной ситуации, которую он не имеет возможности воспринять всю в целом, и ему приходится анализировать ее на основании отдельных элементов, доступных его восприятию.
Темочки:
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
В отечественной тифлопсихологии давно существует мнение о том, что мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира.
Генетическое рассмотрение процессов формирования мышления слабовидящих детей дошкольного возраста (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева) показало зависимость его развития от компетентного воспитания в раннем и дошкольном возрасте, учитывающего особенности как типичные для детей этой категории, так и индивидуальные, присущие тому или другому ребенку.
Важное место в развитии наглядно-образного мышления занимает техника оперирования образами, сущность которой в мыслительных действиях по перемещению предметов и их частей в пространстве.
Этот процесс у слабовидящих старших дошкольников находится в стадии формирования. В подобных заданиях детям требуется опора на реальный предмет или хотя бы на какую-то его часть. Постепенный и поэтапный перевод решения заданий из реального и практического оперирования в образный план показывает, что к концу дошкольного возраста разрозненные и неполные представления образуют целостный дифференцированный образ, в структуре которого выделяются существенные и несущественные, главные и второстепенные признаки.
Вопросам формирования наглядно-образного мышления у дошкольников посвящены исследования Н. Н. Поддьякова, А. Н. Леонтьева (деятельностная теория мышления) Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Л. С. (взаимосвязь мышления и речи, образование конкретных понятий, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина (теория формирования умственных действий); А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, B.C. Мухиной, (развитие детского мышления). Имеющиеся исследования по данной проблеме в тифлопедагогике касаются процесса мышления вообще (А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, операций мышления (Ю. А. Кулагин, Л. И. Солнцева, Т. В. Слюсарская, роли зрительного восприятия в мыслительных процессах (Л. И. Плаксина, Л. П. Григорьева).
В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, А. Ф. Самойлов выявили, что мышление у дошкольников с нарушением зрения формируется по тем же основным закономерностям, что и у нормально видящих, но имеет своеобразные особенности из-за отставания или недоразвития зрительного восприятия. Развитие процессов восприятия, речи и мышления происходит неразрывно. С их помощью дети абстрагируют и обобщают различные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. При ограничении чувственного познания, обедненности представлений у детей со зрительной депривацией возникает формализм словесных обозначений и вербализм речи, то есть несоответствие между большим запасом слов и недостаточным запасом образов предметов.
Л. П. Григорьева, изучая особенности оперирования зрительными образами детей с нарушением зрения, отмечала, что мысленное оперирование образами, их переработка идет сложнее, чем у нормально видящих. Дошкольники с нарушением зрения решают наглядные задачи с помощью реального, предметного действия и зрительного соотнесения, что характеризует особенности их наглядного мышления и раскрывает структуру интеллектуальных способностей.