Ирина Коваль
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации: развитие социально – коммуникативных навыков посредством игровой деятельности.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями социально – коммуникативного развития детей с нарушением зрения;
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить родителей с играми на развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Форма консультации: групповой семинар – практикум.
Социально – коммуникативное развитие - это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена общества, и осуществляющийся широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя, возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общение, игра, познание, разные виды деятельности.
Дошкольное детство – начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, т. к. именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально – личностных качеств и основ человеческой культуры.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушение зрения, показывает, что они имеют особенности в развитии. Снижение остроты зрения, монокулярный характер зрения вызывает трудности ориентировки в пространстве, им сложно воспринимать глубину пространства, выделять пространственные ориентиры. Эти особенности ограничивают познание мира ребенком и снижают познавательную мотивацию, что в свою очередь замедляет развитие речи, внимания, памяти. У детей сужена сфера активного общения, подражания. Это сказывается на формировании личности ребенка в целом. Как правило, дети тревожны, не уверены в себе и очень быстро утомляются. Именно поэтому необходимо целенаправленно работать по развитию социально – коммуникативных навыков. Наиболее эффективным методом является игра, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные качества, такие как отзывчивость, взаимопомощь, дружелюбие, терпимость и другие.
Игры, способствующие социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
1. Игра «Горячо – холодно»
Цель игры: научить контролировать свои движения и работать по инструкции.
Ход игры: родитель прячет игрушку, а затем с помощью команд «Шаг вправо, два шага вперед и т. д.», помогая словами «холодно», «горячо», «теплее».
2. Игра «Пантомимические этюды»
Цель игры: научиться общаться на вербальном и невербальном уровне, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
Ход игры: ребенку предлагается изобразить, как ходит старенький дедушка, как ходит сам ребенок, когда радуется, когда грустит или расстроен, или очень устал.
3. Игра «Я бросаю тебе мяч».
Цель игры: развивать способность аргументировать свою точку зрения.
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч со словами: «Я бросаю тебе конфетку (игрушку)», ребенок ловит мяч и отвечает «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое. (Ты знаешь, что это моя любимая игрушка)».
4. Игра «Гримаса перед зеркалом»
Цель игры: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком, формирование навыка действия по образцу.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу и обращает внимание ребенка на отражение, далее предлагает повторить гримасу обезьянки, собачки, зайчика, выполнить конкретные действия по подражанию.
5. Игра «Помоги Маше»
Цель игры: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению.
Ход игры: взрослый говорит, что у девочки Маши сломались игрушки, ей нечем больше играть, она просит помочь починить игрушки. Ребенок совместно со взрослым чинит игрушки.
6. Игра «Придумай ласковое имя».
Цель: развивать интерес и внимание к партнерам по общению.
Ход игры: ребенок совместно с родителем придумывает уменьшительно – ласкательные имена сначала себе, затем игрушкам.
7. Игра «Узнай мои эмоции»
Цель: развивать вербальное и невербальное общение, распознавание эмоциональных проявлений по различным признакам.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза, родитель задумывает какую – то эмоцию, открыв глаза, ребенок должен узнать, какую эмоцию изображает родитель, далее ребенок задумывает эмоцию и изображает, а родитель узнает.
8. Игра «Солнечный зайчик».
Цель: воспитание атмосферы дружелюбия
Ход игры: ребенок совместно с родителями ловит солнечного зайчик, родитель предлагает приласкать его, согреться его лучиками.
9. Игра «Мама и папа собираются па работу».
Цель: развитие вербального и невербального общения, развивать интерес и внимание к партнерам по общению.
Ход игры: ребенок изображает, как его родители собирают на работу, а взрослые должны понять, кого изображает ребенок.
По итогам консультации был проведен опрос об использовании предложенных игр в домашних условиях, который показал, что большинство родителей используют дома с ребенком представленные игры.
Список используемой литературы:
1. Брюнцова О. Ю. Формирование игровой деятельности у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста / О. Ю. Брюнцова. – Ижевск: Кафедра Педагогики, 2015.
2. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : Методическое пособие / Л. А. Дружинина. – М. : Экзамен, 2016.
3. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) / Под ред. Е. Н. Подколзиной. - М. : Город Детства, 2007.