Кукушкина Олеся
Интегрированные музыкальные занятия как способ формирования образного мышления у детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от трех до семи лет - важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Исследования доктора Ветлугиной показывают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет иммунитет, голосовые связки, регулирует дыхание, ритмика улучшает осанку, координацию, уверенность. Таким образом, музыка является одним из средств психо- эмоционального развития детей.
Темочки:
Моя задача- укреплять здоровье детей дошкольного возраста и способствовать их всестороннему развитию. На своих занятиях я использую следующие упражнения:
УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО НАСТРОЯ
«Хвалим себя»
Упражнение на улучшение психологического самочувствия. Выполнением данного упражнения достигается психо- терапевтический эффект, результатом которого является повышение настроения у детей и общего самочувствия организма. С оздоровительной стороны, мы простукиваем грудь и избавляемся от мокроты (если она есть). Это упражнение применяется в конце занятия.
Описание: Сжимаем руки в кулачки и на выдохе стучим по верхней части грудной клетки и громко кричим гласные звуки
«Я – звезда!» Это упражнение способствует повышению самооценки т. к некоторые дети очень зажаты и стеснительны.
Описание: В время этого упражнения дети себя представляют звездами на сцене. На выдохе громко кричат: «Я – звезда!»
«Птица счастья» - психологическое упражнение, направленное на формирование позитивного мышления, настрой ребят на успех. С оздоровительной - мы вытягиваем позвоночник.
Описание: мы представляем, что ловим птицу за хвост, вытягиваемся, загадываем желание и выполняем наклон, после этого «птичку отпускаем»
«Выносим багаж с плохим настроением»- психологическое упражнение, с помощью которого дети избавляются от негативизма: обид, плаксивости, капризов
Описание: дети представляют, что несут большой сундук с «плохим настроением». Выполняют упражнение под ритмичную музыку с прямой спиной и на широко расставленных выпрямленных ногах. Затем делают наклон вперед и «выбрасывают» сундук
Большую роль на занятии я уделяю эмоциям.
Тьма ученых и целителей занималась проблемами эмоций. Психолог Райх установил наличие постоянных устойчивых связей между определенными эмоциями и мышечными реакциями. Напряженность вызывает мышечные зажимы. Когда же мы улыбаемся или смеемся, у нас исчезает напряжение, скованность. Улыбающийся организм не может настраиваться на болезнь.
«Человек с каменным сердцем»- так говорят о том, кто не умеет сочувствовать, сопереживать. Во многом подобная холодность связана с тем, что в детстве ребенок недополучал эмоций. Он не видел ярких проявлений чувств, не научился распознавать настроение других людей- вот и получается, что человек – то сам, может быть неплохой, но в эмоциональных состояниях людей он не разбирается. И наоборот, хорошо развития эмоциональная память помогает человеку не только понять других людей, но и разбираться в самом себе. Ведь ребенок не только запоминает свои чувства, но и то, что их вызывает, а, значит, он чувствует, как ему получить позитивные эмоции и избежать негативных. Работая над эмоциональным развитием детей, я использую упражнение «Улыбка»
Еще древние даосы использовали упражнение использовали это упражнение.
Описание: Нужно сесть красиво, потянуть темечко к солнышку и улыбнуться.
Психолог Райх установил наличие постоянных устойчивых связей между определенными эмоциями и мышечными реакциями. Напряженность вызывает мышечные зажимы. Когда же мы улыбаемся или смеемся, у нас исчезает напряжение, скованность. Улыбающийся организм не может настраиваться на болезнь. Наука утверждает, когда мы сокращаем лицевые мышцы в улыбке, усиливается приток крови и эндорфинов. Они – то и заставляют быть нас счастливыми.
Так же на своих занятиях я использую упражнение «Сухое умывание», которое способствует энергообмену и усиливает обмен веществ.
Описание. Сильно растереть ладошки и «умыть» лицо снизу –вверх.
Нервная система человека и его мускулатура способна чувствовать ритм. Музыкально – ритмический рисунок выступает как раздражитель физиологических процессов в организме Поэтому, на музыкальных занятиях я использую упражнение:
«Разбудим животик»
Описание. При выполнении этого упражнения дети прохлопывают, простукивают себя (руки, грудь, живот, лицо) под ритмичную музыку. Давайте разберемся, что происходит. При ударе, даже в шутливой форме, мышцы сначала слегка напряжены, а затем (при ударе) максимально напрягаются. То есть возникает защитная реакция организма.
Выполняя это упражнение мы массируем кровеносные сосуды, которые становятся гибче, эластичнее, прочнее, а значит, жизнеспособнее.
Когда это упражнение работает в области пупка, то происходит воздействие на тонкий кишечник, а значит, и на сердечно -сосудистую деятельность
Таким образом, при выполнении этого упражнения идет не только оздоровительная направленность, но и развитие чувства ритма.
«Точечный массаж»
Все мы знаем, что на нашем теле находятся точки, воздействие на которых положительно влияет на работу наших внутренних органов. Мы массируем с детьми точки: межбровную область (снимает усталость, нормализует работу
желудка и кишечника, за ушами (улучшает слух, яремную впадину (нормализует работу щитовидной железы)
Дети с удовольствием исполняют «Песенку- массаж».
Описание. Дети встают по кругу друг за другом. Во время пения, легкими движениями массируют, гладят, простукивают друг друга
На занятиях мы уделяем внимание своим глазкам.
«Упражнение для глаз»
Описание. Дети под ритмичную музыку по показу педагога выполняют движения глазами, а в самом конце выполняют упражнение «Пальминг»
Упражнение «Пальминг»
Описание. Растираем ладошки и накладываем их на глазки. Глаза при этом закрыты. Ладони к глазам не прижимать. Упражнение выполнять под приятную спокойную мелодию.
Прекрасное упражнение для детей и взрослых для лечения и профилактики нарушений зрения. Пальминг в переводе с английского «Палм»- ладонь. По - научному можно назвать биофорез глаз. На ладони находятся точки, которые воздействуют на состояние глаз.
Большую роль на своих занятиях я отвожу дыханию. Дыхание один из факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание происходит непроизвольно, то в пении оно требует волевых усилий.
По типу вдоха различают три вида дыхания: ключичное, брюшное и грудно – брюшное. Ключичное дыхание ведет к перенапряжению области шеи. В своей практике в работе над дыханием, я использую следующие упражнения.
Упражнение «Хохот»
Описание. Дети сидят с прямой спиной, рука лежит на животе. Стараемся животиком вытолкнуть из себя звуки: «Ха – ха», «Хо – Хо», «Хе – Хе», «Хи- Хи»
Работая над дыханием, извлекаем звуки: «А», «О», «Э» ,«У», «Ы» Благодаря гласным звукам раскрываются певческие возможности голоса: красота тебмра, сила голоса.
Звук «А» лечит сердце
Звук «О» лечит заболевание верхних и нижних дыхательных путей
Звук «У» лечит голосовые связки
Звук «Ы» улучшает дыхание, служит излечению лорпотологий.
На своих занятиях я использую Песенки – распевки (самовнушение)
«Мы хорошие», «Мы веселые», «Мы спокойные»
Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.
Благодаря пению вырабатываются гормоны удовольствия – эндорфины. Появляется радость и умиротворение, повышается жизненный тонус, положительные вибрации, которые очищают клетки, улучшают кровообращение
Занимаясь этими упражнения регулярно, ребенок не только улучшает себе настроение, но и оздоравливает организм в целом, что способствует укреплению иммунитета и раскрытию творческого потенциала